Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Зачем Петербургу «снежный билет»

Зачем Петербургу «снежный билет»

186

Смольный изучит возможность введения «снежных билетов» – права бесплатного проезда в общественном транспорте для тех, кто на время снегопада оставил личный автомобиль дома. Чиновники пока просчитывают финансовую сторону вопроса. Опыт подсмотрен у латвийских коллег – в Риге такая практика уже есть с 2012 года. В Москве тоже заинтересовались.

Снегопады, свалившиеся на Петербург 12 января, накрыли Ригу чуть раньше – в понедельник, 11-го числа. В этот день в столице Латвии действовали так называемые «снежные билеты»: все граждане при предъявлении техпаспорта на свой автомобиль могли проехать в автобусе, трамвае или троллейбусе бесплатно. Основная цель акции – максимально разгрузить улицы от транспорта, чтобы не мешать снегоуборочной технике.

«Основная нагрузка выпадает на время, когда все едут после работы домой. А убирать снег в час пик занятие неприятное. Снегоуборочные машины системой вертикального взлета не оснащены. Они просто со всеми вместе стоят в пробках. Поэтому завтра запускается уже опробованная ранее система «снежных билетов». Чем больше водителей оставит машины завтра дома, тем меньше будут пробки вечером и тем быстрее уберут снег», – написал в своем Facebook мэр Риги Нил Ушаков.

Как рассказали «Фонтанке» в департаменте дорожного движения Рижской думы, впервые эта акция прошла в 2012 году, когда также наблюдались сильные снегопады. Действует она также и сегодня, 12 января 2016 года. В отличие от Петербурга, в общественном транспорте Риги нет кондукторов. Билеты для разового проезда можно купить у водителя или в киоске. Безбилетников ловят контролеры, которые охватывают примерно 10% всего подвижного состава.

Данную инициативу стали активно обсуждать в Москве и Петербурге. «Я вчера узнал об этой акции. Мы обсудим ее как идею, но нужно иметь в виду, что это приведет к увеличению субсидии перевозчикам. Кто-то же должен покрывать их расходы на бесплатный проезд автомобилистов», – рассказал «Фонтанке» глава комитета по транспорту Александр Головин.

О каких цифрах может идти речь? Опыт Риги показывает, что толпы автомобилистов не будут штурмовать общественный транспорт. «По нашим оценкам, вчера "снежными билетами" воспользовались 6,5 тысячи человек. В среднем же общественный транспорт Риги перевозит в день 400 тысяч человек», – рассказали в муниципальной компании «Рижское сообщение», которая координирует работу автобусов, трамваев и троллейбусов. Таким образом, речь идет примерно об 1,5% всех пассажиров. Добавим, что в Риге разовый проезд стоит 2 евро (при покупке билета у водителя).

Общественный транспорт Петербурга ежедневно перевозит около 3,5 млн человек. Если предположить, что в нашем городе «снежными билетами» воспользуется такой же процент автомобилистов, то речь будет идти примерно о 50 тысячах человек. Для сравнения: в 2016 году метрополитен, «Горэлектротранс», «Пассажиравтотранс» и частные автобусные перевозчики получат из бюджета Петербурга 25,3 млрд рублей. В масштабах этих цифр увеличение субсидии в связи с введением «снежных билетов» вряд ли будет большим.

Впрочем, возможно, услуга будет пользоваться большей популярностью. Во всяком случае, по визуальным наблюдениям читателей «Фонтанки», 12 января, в день сильного снегопада, на улицах стало меньше машин. А пассажиров общественного транспорта, наоборот, прибавилось. Точные данные по потоку будут известны только 13 января, когда автобусы, трамваи и троллейбусы придут в парк и выгрузят в систему ГКУ «Организатор перевозок» данные из системы электронного контроля оплаты проезда. Однако перевозчики предварительно фиксируют рост числа пассажиров.

«По наблюдениям кондукторов, в утренние часы увеличился пассажиропоток на маршрутах № 11 (Троицкое поле – ж/д ст. Предпортовая) и 114 (Счастливая ул. – ст. м. "Елизаровская"). Кроме того, больше пассажиров, чем в обычные дни, было и в автобусах маршрута № 13 (ул. Костюшко – Авиагородок), пролегающего по Пулковскому шоссе», – рассказали в ГУП «Пассажиравтотранс».

Визуально зафиксировали увеличение пассажиропотока и в «Горэлектротрансе». Этот тезис подтверждает и опрос «Фонтанки». Данные приведены по состоянию на 16:30: 24,5% читателей издания пересели на время снегопада на общественный транспорт. Еще 6% намерены сделать это завтра – видимо, уже научены горьким опытом. Однако более 35% остались верны своему автомобилю. И их тоже можно понять.

Во-первых, автобусы, трамваи и троллейбусы также стояли сегодня в пробках: как рассказали в ГКУ «Организатор перевозок», некоторые маршруты были официально переведены в режим движения вне расписания. Во-вторых, крупные кварталы Петербурга – прежде всего северо-восток и юго-запад – по-прежнему находятся на удалении от метро. Поэтому те, кто не хочет добираться до работы с несколькими пересадками, предпочитают автомобиль. Пусть и с риском простоять в пробке или попасть в нелепое ДТП.

Добавим также, что не совсем понятно, как вести учет граждан, воспользовавшихся «снежным билетом». Сейчас все, даже льготники, имеют электронные проездные. Благодаря этому можно вести точный учет, сколько раз и на какого вида транспорте они проехали, а потом платить субсидию транспортным компаниям. Паспорт транспортного средства к валидатору не приложишь. Таким образом, либо кондуктор будет считать их вручную, либо для бесплатного проезда во время снегопада придется получать некую электронную карту. А этим нужно будет озаботиться заранее.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях