
Красно-белая форма «Зенита», бутсы Кержакова, экипировка Ломбертса - о том, что могут увидеть футбольные болельщики на выставке «Формализм», в эфире «Фонтанки.Офис» рассказала замгендиректора петербургского клуба Жанна Дембо.
- Расскажите, что это за выставка «Формализм. История формы»?
– Это уникальная выставка в ДЛТ, будет работать до конца января. Она посвящена футбольной форме клуба «Зенит» и рассказывает про все периоды ее истории. Это необычная попытка сделать ретроспективу футбольной формы, начиная с момента создания футбольного клуба и до сегодняшних дней. Поводом для этой выставки стало наше 90-летие. Мы старались весь год отмечать это важное событие, мы хотели подчеркнуть несиюминутность клуба, его глубокую историю и то, что она очень тесно переплетена с историей Петербурга. Выставка – финальная точка в череде мероприятий, посвященных 90-летию клуба "Зенит", и она позволяет широкой аудитории, не вовлеченной в футбольное боление, узнать историю клуба, приобщиться к тем ценностям, которые есть у клуба. На примере такой понятной вещи, как экипировка, мы даем понять, как развивался клуб, как менялись традиции.
- Какие на выставке представлены уникальные экспонаты?
– Практически все экспонаты являются уникальными, потому что в Петербурге нет музея спорта или аналогичной площадки. Это часть той подготовительной работы, которая ведется клубом по созданию в будущем своего музея. Мы очень рассчитываем, что этот музей будет создан и будет располагаться на новой арене. Понятно, что музеи не создаются по мановению волшебной палочки. Это большой период подготовки, который включает разные выставки, череду мероприятий, которые ориентированы на подготовку. Мы открыли эту выставку в партнерстве с ДЛТ и с помощью представителей ДЛТ воссоздали ряд комплектов формы. А нужно понимать, что восстановить те экземпляры, которые были в советские годы, очень сложно. Традиции были такие – спортсмену выдавали на год экипировку, через год ее забирали, и что с ней происходило после этого – неизвестно. Редко, когда кому-то что-то удавалось сохранить, потому что все это было под роспись и отчетность.
- Насколько аутентичны экспонаты и много ли времени нужно было на подготовку?
– Основная задача заключалась в том, чтобы восстановленные экземпляры можно было использовать уже в постоянной экспозиции будущего музея. Сейчас на выставке есть 15 комплектов формы, которые от начала до конца представляют эти 90 лет истории. При этом 50 % представляют аутентичную форму и элементы экипировки, такие как бутсы или гетры. Их удалось найти с помощью игроков, коллекционеров. Часть экспонатов является восстановленной, то есть это реконструкция, это большая работа. Мы восстановили семь экземпляров, которые касаются первых периодов истории, начиная с 1934-го по 1965 год. Это последовательная работа. Сначала наш сотрудник, который отвечает за историко-культурные проекты, занимался поиском информации, работой с архивами и видео, с фотографиями.
Особенность этой работы заключается в том, что половина из этих источников черно-белая, понять, что какого цвета, невозможно. Соответственно, это интервью с ветеранами, с очевидцами, попытка по крупицам восстановить описание этой формы. Потом весь архив, вся фактология передавалась специалисту, конструктору-модельеру, который по описанию восстанавливал, создавал лекало будущей формы, подбирал материалы, которые были бы близки к эпохе. Искались и поставщики, и соответствующие ткани. После этого все передавалось на фабрику, которая осуществляла пошив. Мы выбрали фабрику спортивной одежды, которая специализируется на экипировке – это фабрика «Динамо». Они создали эти комплекты. А обувью занимались специалисты, чья специализация – историческая реконструкция.
- Потом ветеранам этот результат вы давали посмотреть?
– Обязательно. Безусловно, самым главным источником информации для нас были ветераны. С ними проводили консультации, они оценивали, насколько это похоже на ту форму, которую они носили. Специалист вязал гетры для того, чтобы эти гетры соответствовали той эпохе, которая нужна.
Но там есть экспонаты, которые абсолютно живые и принадлежат конкретным людям. Например, футболка 2004 года Александра Кержакова. Понятно, что это новейшее время, но это тоже важно. Коля Ломбертс передал нам комплект формы 2007 года. Там есть живые бутсы Халка, есть и исторические живые бутсы, например бутсы Чучелова 1960-х годов, это уникальные бутсы, созданные известнейшим мастером в Ленинграде, который специализировался на создании бутс. Вот еще история: выставка открылась, мы ее проанонсировали, нам позвонил человек и сказал, что он готов отдать в дар клубу бутсы Василия Данилова, бронзового медалиста чемпионата мира 1966 года. И на этой выставке мы организовали встречу Василия Данилова и болельщика, кому эти бутсы достались от отца. А отцу, в свою очередь, эти бутсы подарил сам Данилов, еще в бытность игроком.
- Для многих, кто еще не посетил выставку, будет много открытий?
– Человек, который придет, может испытать некоторый культурный шок. С другой стороны, это тизерная информация, которая заставит тех, кто не собирался прийти на выставку, все же прийти на нее. Есть период в истории «Зенита», когда он был красно-белым.
- Так получается, эту выставку полезно посетить не только фанатам "Зенита", но и другим футбольным болельщикам?
– Я считаю, что ее полезно посетить всем, чтобы понять, что во всем есть доля условности. Понятно, что красно-белый период – это исключительный период, и он связан с ситуацией, которая была на рынке формы. Играли в том, что можно было достать. Вообще эта традиция цветов, которые закреплялись потом за клубами, появилась несколько позже. Для тех, кто следит за историей клуба, красно-белые цвета могут быть неожиданностью, но на самом деле цвета могли быть какими угодно, просто так получилось.
- Опасений за неадекватную реакцию посетителей нет?
– Какими бы буйными они ни были бы, это же не выдумка, так случилось, это наша история. Я считаю, это уже не то, чего нужно стесняться. Мы сейчас счастливо существуем в периоде, когда все знают, что мы сине-бело-голубые, что это команда с Невы. Мы были первым клубом, который стал использовать три цвета в своей клубной символике. Если говорить про задачи таких выставок, то они заключаются и в том, чтобы найти что-то новое.
- Закончится выставка, и те экспонаты, которые вам дали на время, вернутся к своим хозяевам?
– Практически все останется в клубе. Наша экспозиция собирается не первый год, последние 6 лет мы активно над этим работаем. Есть специальная комната в клубе, где мы атрибутируем форму и кучу других артефактов или раритетных материалов, которые связаны с клубом.
- Когда будет реальный музей Зенита?
– Кстати, на сайте "Зенита" есть виртуальный музей. А настоящий музей должен быть на стадионе. Там будет чем заняться на стадионе и без музея, но музей – это один из этапов превращения стадиона на Крестовском острове из некоего строительного сооружения в дом футбольного клуба "Зенит", в стадион, который ориентирован на болельщиков, является местом и точкой притяжения для всех футбольных болельщиков.