Авто Недвижимость Работа Арт-парк Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

06:01 23.07.2019

Город

09.11.2015 19:04

В метро – через частокол из металлоискателей

С начала 2016 года попасть в метро Петербурга можно будет только через металлоискатели. Как через них будут проходить пассажиры с кардиостимуляторами, для которых досмотровые рамки смертельны, пока никто не знает.

В метро – через частокол из металлоискателей

Читатель "Фонтанки" Кирилл

На ряде станций петербургского метро уже появились дополнительные баррикады для пассажиров – сплошной ряд из металлоискателей. Так, частокол из досмотрового оборудования уже стоит в «Автово», на «Площади Восстания», «Проспекте Ветеранов». По планам Смольного, все 67 станций получат аналогичный досмотровый забор к концу текущего года.

Необходимость превратить метрополитен в зону сплошного контроля предусмотрена федеральным законодательством. В конце 2013 года комитет по транспорту Смольного объявил конкурс на подготовку проекта по расстановке металлоискателей по всех вестибюлях. Контракт стоимостью 6 млн рублей получила московская компания «Техно», которая сейчас, правда, находится в процедуре банкротства.

Летом 2015 года комитет приступил ко второму этапу по строительству оборонительных редутов в городской подземке и объявил тендер на поставку самих досмотровых рамок – за 60 млн рублей. Его единственным участником также стала московская компания – ЗАО «Современные наукоемкие технологии» (ЗАО «СНТ»), которая получила аналогичный заказ от московского метро. Кроме того, она же поставила 63 металлоискателя в нижегородскую подземку, где к ним возникли претензии: как следует из материалов Арбитражного суда, металлодетекторы от СНТ «неверно указывают зоны проноса тест-объекта, присутствуют ложные срабатывания».

В метро – через частокол из металлоискателей

Реклама

В общей сложности СНТ поставит в петербургский метрополитен 325 металлоискателей собственного производства SmartScan, то есть один аппарат обойдется примерно в 185 тысяч рублей. Число досмотровых рамок разнится от станции к станции. Например, на входе на «Площадь Восстания» со стороны Московского вокзала их будет три, со стороны Лиговского – четыре. В «Автово» поставлены три рамки, в «Рыбацком» – шесть.

Металлоискатели стоят не сплошным рядом, а «шашечкой». Между собой они скреплены деревянными барьерами. Однако во всех случаях между стеной и этим частоколом оставлено свободное пространство, то есть назвать контроль полностью сплошным нельзя. Сейчас досмотровые рамки отключены и пока просто пугают пассажиров. Однако в метрополитене затруднились сказать, сохранятся ли зазоры между стеной и металлоискателем после того, как система заработает.

«Все, что связано с безопасностью, нам запрещено комментировать из соображений секретности», – говорят в пресс-службе подземки. А представитель подрядчика, в свою очередь, заявил, что конкретная расстановка – это уже зона ответственности заказчика. «Мы их поставили и подключили», – объяснили в ЗАО «СНТ» суть своей работы.

Смертельные рамки

Между тем вопрос о возможности пройти в метро, минуя металлоискатель, – отнюдь не праздный. Как объяснил «Фонтанке» Сергей Юзвинкевич, заведующий Центром хирургического лечения аритмий и электрокардиостимуляции Городской больницы №26, целый ряд моделей металлоискателей опасен для людей с кардиостимуляторами. «Металлоискатели, установленные в аэропортах, госучреждениях и вокзалах, могут разрегулировать работу электрокардиостимулятора. Причина – электромагнитные волны», – объясняет он.

Один шаг через металлоискатель и вовсе может оказаться смертельным. В ноябре 2014 года 30-летняя женщина, которая носила кардиостимулятор, проходила досмотр в аэропорту Улан-Удэ. Через несколько минут после того, как ее провели через досмотровые рамки, ей стало плохо, а через час она умерла. Отметим, что металлоискатели SmartScan от СНТ, например, установлены в госучреждениях Москвы, а также столичных подразделениях МВД.

На всех металлоискателях, которыми сейчас оборудуется петербургская подземка, наклеены таблички с предупреждающей надписью «Проход пассажиров с кардиостимуляторами воспрещен». Однако в метрополитене честно признались, что пока не знают, как будет организован проход таких людей в подземку. Теоретически они могли бы протискиваться в зазор между стеной и металлоискателем, хотя не до конца понятно, насколько это безопасно. «Нужно смотреть на конкретные технические характеристики», – говорит Сергей Юзвинкевич.

Реклама


Кроме того, совершенно не ясно, каким образом будет осуществляться взаимодействие между гражданами с кардиостимулятором и сотрудниками службы контроля метро. По действующим нормам для того, чтобы избежать досмотра, сердечнику нужно показать выписной эпикриз (форма медицинской справки). В случае с аэропортом или смольнинским комитетом все просто: сотрудник службы безопасности или полицейский стоит рядом с металлоискателем. Однако работники службы контроля метро, как правило, стоят ближе к турникетам, в удалении от входа.

По статистике комитета по здравоохранению, только в 2014 году жителям Петербурга было установлено 2100 кардиостимуляторов. Большинство из них с 2016 года должны будут заходить в метро с опаской. Или вовсе пользоваться наземным транспортом.

Гонка за антитеррористической статистикой

Для остальных граждан металлоискатель полностью безвреден, заверил «Фонтанку» главный городской терапевт Вадим Морозов. Хотя понятно, что пропускную способность станций рамки только ухудшат – особенно в часы пик. «Мы прекрасно осознаем это, – говорит высокопоставленный сотрудник петербургской подземки. – Но это федеральные требования, которые мы обязаны исполнять, хотим мы этого или нет».

Металлоискатели SmartScan оснащены системой звуковой и световой индикации – они показывают сотруднику службы безопасности, в какой части тела проходящего человека больше всего металла. В соответствии с техническим заданием, структура из нескольких рамок должна быть связана с досмотровым пунктом, оборудованным на каждой станции. Таким образом, сотрудник службы контроля метро сможет фиксировать аномальное число металла в удаленном режиме.

«Фонтанка» попросила представителей подземки и комитета по транспорту рассказать, насколько оперативно можно будет выявлять пассажиров, на которых система среагирует сильнее всего. Однако там вновь сослались на секретность, хотя в техническом задании, доступном всем и каждому, написано даже техническое название протокола, по которому будут связаны досмотровые пункты и металлоискатели.

Отметим, что еще в 2011 году, после теракта в Домодедово, на каждой станции петербургского метро было установлено по одному металлоискателю. Как правило, это рамки модели «Рубикон», обошедшиеся в 150 тысяч рублей за штуку. Служба контроля метрополитена поставила для своих сотрудников норму – пропустить через рамки определенное число пассажиров в час. Норма все время растет: год назад она была 25 человек, сейчас – 30.

Помогла ли эта гонка за статистикой выявить хоть одного террориста, в метрополитене не говорят. Естественно, ссылаясь все на ту же секретность. Хотя, наверное, многим налогоплательщикам хотелось бы узнать, с пользой ли были потрачены их деньги или нет.

Андрей Захаров,

«Фонтанка.ру»

Справка:

Металлоискатели – только часть досмотрового оборудования, которое есть на каждой станции петербургской подземки. В специальном огороженном помещении работают рентгенотелевизионные комплексы для досмотра багажа. Модели используются различные: некоторые аппараты – «Калан-2М» – стоят 590 тысяч, другие – HI-SCAN 6040i – около 1 млн. Кроме того, приобретены переносные досмотровые комплексы «Шмель» по цене около 1 млн за штуку.

В турникеты встраиваются датчики радиации (оснащение 31 станции обошлось в 181 млн рублей). Однако самое дорогое удовольствие – это система интеллектуального видеонаблюдения, которая, по заверениям официальных лиц, позволяет выявить в толпе конкретного преступника. Установка многочисленных камер на 14 станциях метро обошлась бюджету в полмиллиарда рублей.

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор