
Харьков - один из немногих городов Украины, где не будет второго тура мэрских выборов. Геннадий Кернес победил с первой попытки.
Мэр Харькова Геннадий Кернес, о котором в России в 2014 году говорили, что он поддерживает "русскую весну", потом перестали так говорить, а потом в него стреляли, избран на новый срок. За него проголосовали 60 процентов избирателей.
Геннадий Кернес, 56-летний профессиональный управленец (имеет степень кандидата наук в этой области), известен как человек дипломатичный и гибкий. В политике он с начала 2000-х годов. Чем занимался до того – не очень понятно, потому что официальные данные говорят о "работе на государственных предприятиях города", а пресса – об участии в криминальном бизнесе. Возможно, поводом к распространению слухов стало то, что в 1990 году Кернес действительно привлекался к уголовной ответственности по статье о мошенничестве, провёл под стражей 2 года, но потом был оправдан судом.
В 2004 году Кернес, на тот момент – депутат горсовета Харькова, поддержал "оранжевую революцию" на Украине. В 2005-м вступил в "Партию регионов". Через год возглавил харьковский горсовет. В 2010-м был избран мэром города, на несколько процентов обойдя другого кандидата – Арсена Авакова.
В феврале 2014 года, после исчезновения президента Януковича, в Харькове состоялся "съезд депутатов всех уровней из юго-восточных областей" Украины. Считалось, что делегатов созывал Кернес. На мероприятие были приглашены коллеги из России. Параллельно по городу прошёл многочисленный митинг сторонников "евромайдана". Кернес исчез из города. По одним слухам, он был в России, по другим – в Швейцарии, по третьим – и там и там, по четвёртым – вообще никуда не уезжал. Вернувшись в публичное пространство, он объявил, что "никакого сепаратизма, никакого федерализма" у него "в мыслях никогда не было".
В марте 2014 года Кернес рассказал, что ему кто-то угрожает, а в конце апреля в него действительно стреляли. Пули прошли через лёгкое и печень. Мэр уехал на лечение в Израиль, прошёл реабилитацию, но до сих пор передвигается в инвалидной коляске. Украинские источники за покушением видели пророссийские силы, мстившие Кернесу за "предательство "русской весны". Сам он открыто обвинил в покушении Арсена Авакова, который к тому времени возглавлял МВД Украины.
В активе у мэра Кернеса – реформы в Харькове: реставрация и реконструкция города, стратегия развития до 2030 года, новая схема приёма заявлений и жалоб от граждан. Параллельно Генпрокуратура Украины расследовала уголовные дела в отношении Кернеса, его обвиняют в похищениях и избиениях сторонников "евромайдана" в январе 2014 года.
"Фонтанка" спросила Геннадия Кернеса, как яркая биография и талант дипломата помогли ему добиться блестящего результата на выборах
- Геннадий Адольфович, вас уже можно поздравить с официальным избранием?
– Можете поздравить, можете не поздравлять.
- Я поздравляю. Как вам удалось добиться такого потрясающего результата – 60 процентов?
– Это результат моей работы. Результат нашей работы. Вместе с харьковчанами, вместе с единомышленниками мы добились такого результата. Он был ожидаем и прогнозируем.
- А какая именно работа дала такой результат? Вы ведь вынуждены были уезжать из Харькова в довольно непростое время, потом возвращались…
– Я не уезжал из Харькова, у вас неправильная информация.
- Разве вам не пришлось лечиться за границей после покушения?
– Меня не было полтора месяца, но это не говорит о том, что я не имел контактов в городе и не влиял на процесс развития города. Я остался жив, поэтому продолжал работать.
- О самом покушении уже что-то известно? Как идёт следствие?
– Мне известно только то, что это дело не расследуется.
- Сразу после "евромайдана" вы выступали как его противник, ездили зачем-то в Россию. Потом вы стали таким же противником федерализации Украины. Что заставило вас изменить взгляды?
– В Россию я езжу и сейчас, у меня там много друзей. Но это не говорит о том, что я езжу за консультациями. Ни за какими консультациями я в Россию не езжу.
- А за чем вы ездите?
– Это мои частные поездки.
- Так всё-таки о взглядах: что заставило вас изменить их?
– Вы постоянно вводите меня в какие-то ваши иллюзии, которые вы говорите… Я не был противником "евромайдана". Я никуда не уезжал, я был на месте, я работал, за исключением того времени, когда я проходил реабилитацию после ранения. Это первое. Второе – я вообще не играю в политику. Наверное поэтому и имею такую поддержку харьковчан. Вся моя политика – харьковчане и Харьков.
- Я помню ваши политические выступления. "Никакого сепаратизма или федерализма у меня и в мыслях никогда не было" – это не ваши слова?
– Если вы эту фразу приводите в пример, то я вам хочу сказать, что я и сейчас выступаю против сепаратизма.
- Сейчас – понимаю. А с начала событий февраля 2014-го?
– И с самого начала я был против. И сделал всё, чтобы в Харькове не было таких событий, как в Донецке и Луганске.
- Как вам это удалось?
– У меня есть определённый авторитет среди людей. Я не прятался от них, сам приходил на встречи с ними, старался объяснять, какие могут возникнуть последствия, если у нас произойдут такие события, как в Донецке и Луганске. Люди мне верили. И не участвовали в каких-то массовых акциях, направленных на создание так называемой Харьковской республики. У нас этого не было.
- В 2010 году на выборах мэра Харькова вы меньше чем на 1 процент обошли Арсена Авакова, и он обвинял вас в фальсификациях. В 2014-м вы обвинили его в организации покушения. Какие у вас сейчас отношения с министром внутренних дел Украины?
– С Арсеном Аваковым у меня неприязненные отношения. Я считаю, что он ангажирован в отношении тех уголовных преследований, которые ведутся против меня. Но я не завишу от главы МВД. А он не зависит от меня. Хотя я чётко понимаю, на что он способен, и представляю себе его возможности. Я считаю, что Аваков занимает не своё место. То, что он находится сегодня на таком высоком посту… В Харькове он не выиграл ни одних выборов. Он никогда не имел поддержки населения в Харькове. И все его так называемые карьерные повышения – это посты по назначению. Он очень хорошо чувствует политическую конъюнктуру. Для меня Аваков – простой… Гражданин Украины. Но занимая такой пост, он может навредить. Так что у меня теперь будут ушки на макушке.
- В том-то и дело, что он может при желании навредить вам лично. Тем более что в отношении вас уже возбуждали уголовное дело – в 1990 году…
– Вы, возможно, не владеете информацией: я был полностью оправдан в 1992 году. Суд вынес оправдательный приговор.
- Нет, это как раз известно…
– Я не считаю нужным это комментировать. Могу только подтвердить, что да – в 1990 году я привлекался к уголовной ответственности. Но не был осУжден, имею оправдательный приговор, меня оправдал суд…
- Вы не даёте мне задать вопрос, а я как раз знаю, что вы оправданы судом. Но сейчас в отношении вас возбуждены дела уже не о мошенничестве, как тогда, а о похищениях людей. Вы не пробовали примириться с Аваковым?
– Можно примириться с человеком, когда в отношениях есть какая-то объективная сторона. Но здесь объективная сторона в том, что на протяжении последних лет Арсен Аваков, занимая определённые должности, а именно – губернатор области, депутат Верховной рады, потом министр внутренних дел, постоянно предпринимает в отношении меня попытки дискредитации. Поэтому мы с ним были и остаёмся оппонентами. И политическими, и в человеческих отношениях, и так далее. Я руководствуюсь таким житейским принципом: лучше иметь сильного врага, чем друга-дурака.
- Вот я сейчас не поняла, кем вы назвали Авакова…
– Мне вообще неинтересно обсуждать его фигуру.
- Но вы – мэр города, который называют "культурной столицей" Украины. Как вы будете строить отношения с Киевом при таких отношениях с одним из ключевых людей в правительстве?
– У меня есть отношения со всеми уровнями власти, в том числе – с киевской властью. И я работаю в интересах территориальной громады. Я не лоббирую своих интересов. Я лоббирую интересы Харькова. Это строительство и развитие метрополитена, льготный проезд пассажиров, разные меры, направленные на социально-экономическое развитие города. В этих вопросах я работаю с депутатами Верховной рады, с представителями кабинета министров, с другими функционерами, которые могут повлиять на этот процесс. В том числе – с региональной властью, с губернатором Харьковской области.
Беседовала Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"