12.10.2015 11:17
0

Как реставрируют консерваторию

Стоимость первого этапа работ по реконструкции Петербургской консерватории достигла 2 млрд рублей. «Фонтанка» посмотрела, что происходит на главном реставрируемом объекте в городе.

Сергей Коньков/ДП
Сергей Коньков/ДП

Министерство культуры объявило оставшиеся конкурсы первого этапа реставрации здания Консерватории имени Римского-Корсакова. За год, прошедший с первого тендера, стоимость работ выросла с 1,9 до 2 млрд рублей. Это самый дорогостоящий объект реставрации нынешнего времени. «Фонтанка» попросила автора проекта реконструкции – КБ «ВиПС», осуществляющее надзор за работами, – показать, что происходит на площадке.

Сейчас консерватория начинается не с вешалки. И даже не со скрипучих полов. Вместо пола сразу за входом постелены доски – подрядчик проводит новые коммуникации. Советские зеркала еще висят по стенам. Но отражают плотно застеленные ступени парадной лестницы, перила, расчищенные до дерева, и оголенные от бухтящей штукатурки стены.

Пока в консерватории ведут самые грязные работы – разбирают аварийные перекрытия, расчищают исторический декор, укрепляют фундаменты и треснувшие стены. Во внутреннем дворе уже снесли остатки котельной. К 2017 году пространство накроют стеклянным куполом, по кругу устроят антресоль на самостоятельных опорах с театральным буфетом. А в полуподвальном этаже откроют студенческую столовую.

При расчистке видны все слои краски за последние сто с лишним лет
При расчистке видны все слои краски за последние сто с лишним летФото: Илья Трусов

Реставраторы работают тише строителей. Пока их работа – исследование. В каждом из 600 помещений консерватории, в углах и закоулках, где краска сохраняется лучше всего, сделаны расчистки старой штукатурки. Прямоугольные палитры – летопись жизни интерьеров. «Большая часть реставрационной работы, наверное, 80%, — это исследования и изучение архивов», – рассказывает руководитель архитектурно-реставрационной мастерской КБ «ВиПС» Елена Каткова.

Домовой церкви возвращают забытый вид
Домовой церкви возвращают забытый видФото: Илья Трусов

Главное открытие, ставшее гордостью реставраторов, – росписи на стенах бывшей церкви Рождества пресвятой Богородицы. Дореволюционные узоры нашлись под слоями штукатурки, там, где их никто не ждал увидеть.

Домовый храм на 300 человек устроил в 1891–1896 годах Владимир Николя. Здесь поклонялись своим, музыкальным богам. Панихиды служили по русским композиторам, деятелям Русского музыкального общества, отдельно – по Петру Чайковскому, Антону Рубинштейну и Николаю Римскому-Корсакову. В хоре, разумеется, пели студенты.

В советское время дух культа тщательно вытравили. Храм превратился в музыкальные классы. Дубовый иконостас разобрали. Сперва, по документам, его перевезли в соседний Никольский собор. После следы теряются. Возможно, в 1930-х драгоценность, как воплощение религиозного наркотика, была уничтожена. Масштабное помещение разбили перегородкой на два этажа, форму окон опростили, а росписи закрыли известковой краской.
Тем более удивительно было найти под слоем штукатурки 100-летний орнамент. Теперь его восстановят. Вернут на место – между круглых окон второго света – фигуры Богородицы и архангелов, в сами окна – витражи, а алтарь закроют резным иконостасом.

Утерянные детали восстанавливают по фотографиям либо, когда материала недостаточно, стилизуют, учитывая руку мастера, характер постройки. «Чертежи всех деталей, всего декора реставраторы рисуют вручную и в натуральную величину, – чертит в воздухе Елена Каткова. – Если иконостас высотой три метра, то и чертеж высотой три метра».

После реставрации дубовые рамы вернут на фасад, обращенный к Мариинскому театру
После реставрации дубовые рамы вернут на фасад, обращенный к Мариинскому театруФото: Илья Трусов
После реставрации и до нее
После реставрации и до нееФото: Илья Трусов
Историческая роспись церкви, обнаруженная под штукатуркой
Историческая роспись церкви, обнаруженная под штукатуркойФото: Илья Трусов
Парадная лестница
Парадная лестницаФото: Илья Трусов
Замена перекрытий
Замена перекрытийФото: Илья Трусов
Вернется ли орден Ленина на фасад, будет решать руководство консерватории
Вернется ли орден Ленина на фасад, будет решать руководство консерваторииФото: Илья Трусов
Плитка, снятая при разборке полов
Плитка, снятая при разборке половФото: Илья Трусов

В Большой зал посторонних пока не пускают – идут опасные работы. Проект его реставрации тоже держат в секрете. Возможно, из желания сделать сюрприз. Возможно, дорабатываются детали.

В Малом зале имени Глазунова, напротив, пока разве что вытирают пыль. Он был отреставрирован в 2001 году. Только орган заключен в деревянный саркофаг. Решение отказаться от его разборки на время реставрации приняли специалисты немецкой фирмы Eule. Они специально осмотрели инструмент перед началом работ.

На время работ орган закрыли саркофагом
На время работ орган закрыли саркофагомФото: Илья Трусов

Саркофаг должен защитить орган от вибраций и пыли. Внутри поддерживается специальный режим влажности и температуры. Специалисты контролируют соблюдение параметров каждый день.

Впрочем, и Малый зал ждет обновление. Ему требуется замена перекрытий.
Реставраторы обещают не нарушить самое главное – акустику. Траугот Бардт был одним из лучших проектировщиков музыкальных помещений. Трехслойные металлические рамы изогнуты кверху в акустических целях. Аналогично – декор крепится не к кирпичной стене, а к деревянной обшивке.

Коридоры со снятыми полами
Коридоры со снятыми поламиФото: Илья Трусов

Но что студенты видят чаще сцен и парадных залов? Коридоры и классы. Сейчас полы в них сняты. Плитка сложена в ящики и ждет отправки на склад. «Консерватория – музей метлахской плитки. Метлах, тераццо, меандр – мы насчитали 120 видов», – говорит Елена Каткова.

Впрочем, даже техническая замена полов может быть любопытна. Подпол – кладовая исторического здания. Обнаружить сокровищницу, как в особняке Нарышкиных, – редкость. Но одежда, предметы быта – обычные находки.

В консерватории, говорят, под полами холла Большого зала, нашли нераспечатанное письмо. В нем юноша, студент, признавался барышне в любви. Судя по всему – любовь конца XIX века. Наш экскурсовод пожимает плечами: «Легенда». Куда реальней исторический подъемник для инструментов, о котором напоминают сквозные отверстия в перекрытиях.

Изменится консерватория и внешне. Над входами появится 15 кованых козырьков. Со стороны Мариинского театра восстановят чудом сохранившиеся резные дубовые окна. А фасад станет двухцветным с основным оливковым тоном.

Антонина Асанова,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

При расчистке видны все слои краски за последние сто с лишним лет
При расчистке видны все слои краски за последние сто с лишним летФото: Илья Трусов
Домовой церкви возвращают забытый вид
Домовой церкви возвращают забытый видФото: Илья Трусов
На время работ орган закрыли саркофагом
На время работ орган закрыли саркофагомФото: Илья Трусов
Коридоры со снятыми полами
Коридоры со снятыми поламиФото: Илья Трусов

Предтеча консерватории - Большой театр на Карусельной площади (теперь Театральная). Его проект в 1775-м году разработал Антонио Ринальди, а в 1802-м перестроил Тома де Томон. Театр просуществовал до 1891-го года, когда на его месте было решено открыть первую в России консерваторию.

Часть театральных стен были включены в новую постройку Владимиром Николя. В 1912-м году здание вновь перестроил Траугот Бардт. Он обустроил домовую церковь и перестроил Большой зал, изменив фасад со стороны улицы Союза Печатников.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...