Авто Недвижимость Работа Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

09:37 18.06.2019

Город

24.09.2015 15:43

Ярость народная сносит заводы на севере Петербурга

Заводы «АБЗ-1» и «ВАД» выведут из Коломяг из-за яростного протеста местных жителей. «Председателем» народного суда стал Игорь Албин, которому не осталось другого выбора.

Ярость народная сносит заводы на севере Петербурга

Сергей Николаев

Под гневом раздраженных «фенолом» жителей Коломяг вице-губернатор Петербурга Игорь Албин запретил работу асфальтобетонных заводов «АБЗ-1» и «ВАД». Жильцы уверены, что их травят именно эти предприятия, хотя доказательств этому нет. Переезд предприятий обойдется в 2 млрд рублей. Бизнесмены сожалеют, что им придется подчиняться явно политическому решению.

Вечером 24 сентября жители Коломяг встретились с вице-губернатором Игорем Албиным, чтобы убедить его в необходимости запретить работу расположенных рядом асфальтобетонных заводов «АБЗ-1» и «ВАД», а также перевалочного пункта мазута ГУП «ТЭК СПб». Место для «народного схода» было выбрано удачное — на автобусном кольце на углу Репищевой и Новосельковской. Каждые пять минут автобусы то и дело подвозили местных жителей, которые присоединялись к народному вече.

В общей сложности собрались около 200 человек. Их основной аргумент: промзона Коломяг — это «рекреационная» зона, и заводов там быть не должно. На самом деле все не совсем так.

На импровизированную сцену по очереди выходили самые речистые местные жители. Подсматривая в шпаргалку и размахивая картинками, Ирина Бекряшева  возбуждала народное недовольство: «Это нарушение наших конституционных прав на чистый воздух!». Вслед за ней вышел житель Рябиновой улицы Александр, который объявил «о смертельной опасности, которая нависла над районом», и подкрепил это заявление личным опытом, который выражается в том, что с 2013 года у него образовался рак щитовидной железы.



— Есть в том числе дети – инвалиды-колясочники, которые в последние годы родились такими. Я не понимаю, как можно было в зоне промышленности строить жилье? Или наоборот: почему здесь разрешили строить предприятия, если тут жилые дома? Я борюсь с этим с 2008 года и постоянно получаю отписки, мол, найти источник загрязнения не представляется возможным. Вот приезжал полгода назад вице-губернатор Албин...

– Где он, этот Албин? — крикнула женщина в толпе. — Кто это?

Вице-губернатор Игорь Албин стоял на сцене рядом с выступающим местным жителем.

— Надеемся, что все-таки он решит этот вопрос, так как ответы нас не удовлетворяют. Все спускается на тормозах, а воз и ныне там, — заключил Александр.

Еще одна жительница, Алла Ивановна, проживающая на углу Парашютной и Сизова, сообщила, что в окрестностях ее дома «тоже все дышат ядовитым воздухом». По ее «информации», компания "ЗАО «ВАД»" «самовольно заняла» два участка, а что касается завода «АБЗ-1», полгода назад Албин обещал местным жителям, что договор аренды с ним не будет продлен, однако в мае 2015 года его почему-то продлили до 2020 года.

– Это значит, что предприятие будет травить нас еще минимум пять лет! — заявила она.
– Не будет! — заверила толпа.
– Посмотрим!

По окончании «разогрева» самая активная местная жительница Ирина Бекряшева подвела итог. Жалуются, с ее слов, люди из «Юбилейного квартала», с Вербной улицы, с Королева и многих других. «Тошнота, першение в горле, головная боль. Астма, аллергия, онкология», — речитативом зачитала она по бумажке.

«Мы устали ждать. Теперь мы требуем! Итак: вывести из промзоны асфальтобетонные заводы "АБЗ-1", "ВАД" и мебельную фабрику "Салотти". Отразить эти изменения в Генплане. Поставить лабораторию, которая будет замерять воздух в период вывода предприятий. Запретить перевалочную станцию мазута ГУП "ТЭК СПб". Если нет, то нам останется только идти на баррикады. Перекроем магистраль!» — жгла глаголом женщина.

Судя по одобрительным возгласам, толпа готова была это сделать прямо сейчас.

Ярость народная сносит заводы на севере Петербурга

Игорь Албин оказался в непростом положении. С одной стороны, раз жители настолько раздражены, значит, действительно чем-то пахнет в районе. С другой, доказательств того, что запах исходит от указанных предприятий, нет. В промзоне около 80 предприятий, и природоохранная прокуратура проверила только половину из них. Присутствующий на сходе представитель природоохранной прокуратуры хоть и объявил, что «есть серьезное беспокойство» относительно «АБЗ-1», «ВАД» и ГУП «ТЭК СПб», но проверка еще не завершена. В-третьих, эти заводы поставляют асфальт на весь текущий ремонт дорог Петербурга, а «ВАД» — еще и на свои федеральные объекты, такие, как реконструкция «Сортавалы», «Скандинавии», Киевского шоссе. Закрыть заводы – означает создать проблему с поиском асфальта.

Свое выступление вице-губернатор начал с того, что сместил ответственность на подчиненных.

«Мне непонятно, почему вопреки моему поручению комитет имущественных отношений продлил договор аренды с "АБЗ-1". Я поручил руководителю комитета Юлии Лудиновой в кратчайшие сроки доложить мне, как это получилось», — сказал Албин.

Отметим, что «АБЗ-1» арендует лишь маленький кусочек земли, на котором складирует сырье для производства асфальта. Основная территория находится у компании в собственности. То же самое касается «ВАДа» — у него в собственности весь участок. Об этом никто почему-то в ходе народного схода не сказал.

Вслед за этим вице-губернатор начал вызывать чиновников по очереди и разносить их на глазах у возмущенного народа. Первому досталось главе КРТИ Сергею Харлашкину, который вообще не отвечает ни за какие атмосферные выбросы, а курирует ремонт и строительство дорог. Поручение обсудить с владельцами завода возможность вывода предприятий он получил два дня назад.

«Завтра проведем совещание с представителями "ВАД" и "АБЗ-1". Будем решать вопрос о переезде», — сказал Харлашкин. «Почему раньше не был решен этот вопрос?» — спросил Албин. Харлашкин молчал.

- Да все понятно, он не справился! — кричала толпа, подталкивая вице-губернатора к публичной расправе над чиновником.

– Я прошу прощения, но это... Очень. Хороший. Управленец, — вступился Албин, — Давайте так. Май – апрель 2016 года — заводов здесь быть не должно. Выпуск асфальта в этом сезоне ведь завершен?
– Да, практически завершен, — ответил Харлашкин.
– Ну вот и замечательно.

Вслед за главой КРТИ Албин начал отчитывать других чиновников. Досталось главе комитета по энергетике Андрею Бондарчуку — за где-то не проложенную трубу, руководителям «Ленсвета» — за проблемы с уличным освещением, начальникам комитета по благоустройству — за ямы на дорогах.

«Сегодня они отвлекаются на ерунду, а завтра забудут о нашей главной проблеме!» — рассуждали в толпе.

Зампред комитета по природопользованию Иван Серебрицкий доложил, что из 80 предприятий проверено 19, проверка закончится к середине ноября. Данных о превышении вредных веществ в атмосфере нет. Албин пояснил ему, что фенол и формальдегид обычно выделяются при использовании растворителей для покраски мебели. Для ответа вызвали представителя мебельной фабрики, который сообщил, что завод не занимается покраской. «Приходят материалы. Мы их пилим, торцуем и клеим. Все. Приезжает машина и забирает», — говорил он. Ему не поверили, и тогда он предложил жителям провести экскурсию по заводу.

В заключение Игорь Албин пообещал, что оба асфальтобетонных завода будут выведены в другое место, а до конца года возле промзоны будет стоять передвижная лаборатория и замерять воздух. С 2016 года там будет работать стационарная лаборатория (стоит она, кстати, 3,5 млн рублей). Она станет 23-й такой лабораторией в городе.

Отдельного внимания заслуживает деятельность строительных фирм в этом районе. Компания «Норманн» проектирует жилой комплекс «Норманндия» на 2-й Семеновской улице, но жилье пока не продает. Планирует открыть продажи в течение года-двух. В отделе продаж говорят, что рядом нет никаких заводов, о жалобах местных жителей ничего не знают. «Все, что там было, уже выведено в другие места», — уверяют в компании. Больше нигде в Коломягах компания не строит жилье. Северо-Западная строительная корпорация продает квартиры в жилом комплексе «Никитинская усадьба», расположенном в некотором отдалении от заводов, — между метро «Пионерская» и «Удельная».

«Слышал об этой проблеме, но наш комплекс в другой части Коломяг от этих мест», — сказал представитель фирмы. При этом большая часть продаваемых квартир — от нынешних собственников. Стоимость метра — примерно 107 тыс. рублей. О причинах, по которым владельцы продают квартиры, в отделе продаж не знают. «Может, заработать хотят, может, ситуация жизненная изменилась», — рассуждают в компании.

Представителей «АБЗ-1» и «ВАД», которые присутствовали на мероприятии, никто не спросил. Корреспондент «Фонтанки» подошел к ним после того, как все закончилось. Владелец группы «АБЗ-1» Владимир Калинин рассказал, что промзона Коломяги юридически стала «рекреационной» совсем недавно, а участок под строительство он получил еще в 1979 году, когда это была промзона без каких-либо жилых построек рядом (соответствующий документ имеется в распоряжении «Фонтанки»). «За все время была масса проверок, и ни разу никаких нарушений, о которых говорят жители, обнаружено не было», — сказал он.

В последние годы компания неоднократно обращалась в Смольный с просьбой выделить ей другое место под завод, но участок ей не предоставили. Сам переезд, по словам Калинина, стоит около 1 млрд рублей. Если предприятию запретят работать, компания потеряет четверть денежного оборота и, скорее всего, будет вынуждена обанкротиться, а 1500 человек останутся без работы. «Поэтому мы будем доказывать, что не нарушаем законодательство», — сказал он. Компания из-за претензий жителей уже потратила 100 млн на перевод завода с дизельного топлива на газ, посадила сотню елок, перестала работать ночью и зимой.

«Обидно, что решения о выводе заводов приходится принимать под давлением возмущенных жителей, у которых нет доказательств того, что наше предприятие загрязняет воздух. У них странная логика: что-то где-то пахнет, давайте выведем завод "АБЗ-1". Почему именно наш завод-то? Почему не остальные 80 предприятий? В общем, мы согласны будем съехать, только если нам найдут участок и выделят финансирование», — сказал Калинин.

Гендиректор асфальтобетонного завода «ВАД» Геннадий Костерин выразил ту же позицию, что и глава «АБЗ-1».

В компании «АБЗ-1» также пояснили, что север Петербурга вдвое меньше насыщен асфальтобетонными заводами, чем юг. Поскольку щебень для производства асфальта поступает с севера (по железной дороге и на грузовиках), заводы в этой части города очень важны. На южные предприятия щебень возят по кольцевой дороге, затем асфальт везут обратно на север, создавая лишние пробки.

У «АБЗ-1» есть свежее санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора (апреля 2015 года), из которого следует отсутствие каких-либо нарушений в выбросах. Кроме того, ФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» в июле выпустило экспертизу, сделанную по поручению прокуратуры, в которой также написано, что качество воздуха соответствует всем санитарным нормам. Оба документа есть в распоряжении «Фонтанки».

Отметим, что «АБЗ-Дорстрой», входящая в группу «АБЗ-1», к чемпионату мира по футболу 2018 года должна построить часть продолжения набережной Макарова стоимостью 4,3 млрд рублей. А ЗАО «ВАД» — примыкающий к нему участок стоимостью 5,1 млрд.

Завод «АБЗ-1» имеет мощность 240 тонн асфальтобетона в час (около 140 тыс. тонн за дорожный сезон — с весны по осень), предприятие «ВАДа» — 160 тонн в час (около 100 тыс. тонн в год). Если их закроют, из крупных заводов останется только предприятие «АБЗ-1» в Пушкине мощностью 640 тонн в час — самое мощное в Восточной Европе. Все заводы, принадлежащие «АБЗ-1», производят 90% используемого в Петербурге литого асфальта, который используется при ремонте и строительстве путепроводов, мостов и транспортных развязок.

Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор