Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия Буржуи наступают, пролетарии бастуют, мигранты едут

Буржуи наступают, пролетарии бастуют, мигранты едут

125

В Финляндии не будет революции

О Финляндии часто говорят как о стране победившего социализма: гарантированное жилье, бесплатное образование и всеобъемлющее здравоохранение. В итоге в Суоми практически нет бездомных, даже «бомжи в законе», т.е. «идейные» бродяги имеют пластиковые карточки, на которые приходит социальное пособие; по международным стандартам определения образованности населения страна перманентно занимает высокие позиции; средняя продолжительность жизни у мужчин – 77,5 лет, а у женщин – 83,5 года. Это означает, что за послевоенный период этот показатель увеличился соответственно на 20-25 лет.

Еще в середине 1970-х в гостях у газеты финских правоверных коммунистов «Тиедонантая» (Tiedonantaja) побывал их постоянный автор, политический обозреватель газеты «Правда» Виталий Корионов. Свои впечатления он с горечью в голосе резюмировал: «В Финляндии не будет революции». Затем пояснил: «Были в гостях у безработного строителя, а у него и квартира, и доход лучше, чем у меня, политобозревателя «Правды»! Зачем ему идти на баррикады?»

Однако все это достается не бесплатно. «Каждый час последние семь лет внешний долг Финляндии растет на один миллион евро,» - признал премьер-министр Юха Сипиля в своем ТВ-обращении к нации 16 сентября. Поэтому для предотвращения сползания в кризис на уровне Греции, заявил премьер, необходимы реформы, которые в том числе негативно повлияют на множество людей.

Это обращение премьера и поставило конечную точку под решением профсоюзов о проведении пятничной акции.

Крах СССР развязал капиталистам руки

Часто можно слышать утверждения о том, что благосостояние Финляндии было достигнуто за счет выгодных торгово-экономических отношений с Советским Союзом и с Россией. Это неоспоримая истина, но есть еще и другие факторы, о которых зачастую умалчивают.

После войны Финляндия исправно выполнила условия по репарациям и завоевала уважение как надежный и качественный поставщик продукции судостроения, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли, изделий легкой и обувной промышленности, мясомолочной продукции. Финны в целом были рады этому развитию, но одновременно финских капиталистов беспокоило соседство с СССР и развивающиеся близкие отношения между профсоюзами. Их просто страшили лозунги о братской семье народов, привилегиях рабочего класса и крестьянства, уж слишком мало времени прошло, чтобы оправиться от ран собственной гражданской войны, посягательств СССР на независимость Финляндии в войнах 1939-1940 и 1941-1944 годов.

Поэтому, чтобы не повторились ужасы с разбрасыванием кассетных бомб, которые советская пропаганда называла «буханками хлеба голодающим финским рабочим», финские капиталисты пошли на заключение таких трудовых договоров, которые были сопоставимы с советским КЗОТом, а по некоторым показателям его даже опережали.

Например, если работник или его ребенок захворал, то первые три дня можно было не ходить на работу без справки от врача. Компенсация проезда на работу или выплата суточных (минимум 18 евро), если расстояние от дома до работы превышает 15 км, выплата «бутербродных» 10 евро, если на работе не организовано питание. Отпускной период в зависимости от стажа работы, зимний отпуск на 1-2 недели, летний на 3-6 недель. Плюс замечательная статья в платежной ведомости «деньги за выход на работу после отпуска», т.е. практически «тринадцатая зарплата».

Во многих странах о таких привилегиях даже не слышали, а в Финляндии они есть и в сумме составляют значительную часть фонда заработной платы. Вот на часть этих дополнительных к основной зарплате средств и покушается правительство Юхи Сипиля, говоря, что «сейчас последний момент, чтобы привести страну в порядок».

В свою очередь, финские трудящие за многие десятилетия усвоили как аксиому тезис, что «достигнутые льготы незыблемы». В реальной жизни этот тезис не имеет под собой законодательной основы, а многие льготы были добровольными уступками хозяев. В былые вольготные годы фирмы устраивали для своих сотрудников круизы, накрывали яствами ресторанные залы, а теперь на Рождество стали ограничиваться небольшими вечеринками или подарочками в виде новогодней свечки с открыткой. Кто-то называет это жмотством, кто-то – жизнью по средствам.

В любом случае финскому бизнесу больше не надо равняться на восточного соседа, который перестал быть идеологическим конкурентом.

Поэтому правительство предложило: не оплачивать праздничные дни Богоявления (6 января) и Вознесения (5 мая); первый больничный день не оплачивать, а со второго по девятый платить 80% зарплаты; доплату за переработку в ночные смены и в выходные дни снизить на 25%; отпуск чиновников уменьшить с 38 до 30 дней; повышение квалификации и здравоохранение в фирмах с более 20 работниками обеспечивать за счет работодателя.

Юха Сипиля – жёсткий политик будущего

Если не вникнуть в суть этих предложений, то вроде финны устроили демонстрацию из-за мелочей. В действительности не совсем так. На поверхности – это удар по низкооплачиваемым категориям работников. Например, заработная плата уборщицы – от 9,25 евро в час. 8 часов в день, 40 часов в неделю, 160 часов в месяц равно 1480 евро в месяц, что, по финским меркам, очень скромно. Поэтому любая уборщица, медсестра, разнорабочий и нуждающийся в приработке с удовольствием возьмут дополнительную работу, т.к. до сих пор за первые два часа идет оплата плюс 50%, а последующие 100%, за работу в субботу все часы 50%, а в воскресенье аж 200% плюс 100% за потерю выходного дня.

Для наглядности расчет зарплаты уборщицы:

пятница 8 часов по 9.25 = 74.00 евро

суббота 8 часов 74.00 евро + 50% = 74.00+37.00=111.00 евро

воскресенье 8 часов 74.00 евро + 200% = 74.00+148.00 = 222.00 евро

То есть сейчас уборщица в неделю зарабатывает 370.00 евро, а если удается поработать в выходные, то ее доход за субботу-воскресенье равен 333.00 евро. Имеет смысл подработать, а Сипиля предлагает оставить от этой суммы 266.40 евро. Тоже деньги, но… меньше, а потерянные выходные, отнятое время у семьи и прочее.

Вот перед премьер-министром и ставят вопрос, неужели благополучие Финляндии и ее конкурентоспособность находятся в зависимости от заработанного уборщицей или ночной медсестрой?

Ответ очевиден. Нет, конкурентоспособность финских товаров от медсестры не зависит, а этот вопрос включен в список как разменная монета для переговорного процесса. Скорее всего правительство уступит в вопросе о процентах за переработку, а срежет половину отпускных, что гораздо важнее на данном этапе.

Однако, главной задачей правительственной коалиции является дальнейшее снижение роли профсоюзов и заодно социал-демократической и других левых партий. Именно профсоюзы стремятся сохранить практику заключения рамочных коллективных трудовых договоров на общефинляндском уровне между ведущими профсоюзными объединениями и профильными союзами предпринимателей. В свою очередь, правительственная коалиция хочет децентрализовать принятие трудовых соглашений и спустить их содержание на местный уровень, где гораздо проще работодателям диктовать условия труда.

Момент для правительства сейчас удобный, т.к. после поражения на парламентских выборах в левых кругах много противоречий. Кроме того, нет явного фаворита на замещение Лаури Люлю (Lauri Lyly) на посту председателя Центральной организации профсоюзов (SAK) после его ухода на пенсию в будущем году.

Собственно, именно этого и ожидают от Юхи Сипиля. Как говорят люди знакомые с Сипиля, он только внешне простачок, а в действительности очень сильный переговорщик, недаром стал миллионером в 35 лет, он и в политике очень хваткий и проводит порой нетрадиционные ходы. В этом Сипиля очень схож с экс-президентом Мауно Койвисто, который на политический олимп также взошел из финансово-экономической сферы.

Хронический дефицит рабочей силы

Одной из причин нынешнего экономического кризиса Финляндии называется слишком дорогая собственная рабочая сила и острый дефицит малоквалифицированной. Впрочем, эта проблема не только финская, с разной периодичностью она вставала и встает в разных странах и решалась по-разному. Из всемирной истории мы знаем, что еще 3000 лет назад в Месопотамии этот вопрос решался с помощью захвата людей в рабство, а в Древнем Риме рабы были и на галерах, и исполняли роль двигателя на подъемных лифтах. В новейшей истории всего каких-то 200 лет назад тысячи африканцев были проданы в США и другие страны Старого света.

В этом плане финнам можно сказать «повезло». Тут не было никогда рабовладения, но геополитическое положение способствовало регулярным притокам свободной рабочей силы. В новейшей истории крупнейшая реформа финского трудового рынка произошла по итогам Второй мировой войны, когда почти 15% территории отошло к СССР и около 430 тысяч граждан эвакуировались вглубь страны. Всех их разместили, накормили, обустроили, около 56% прибывших получили земельные наделы под сельскохозяйственные фермы. Прошло 70 лет и бывшие эвакуированные, их дети, внуки и правнуки стали неотъемлемой частью финского общества, так, например, бывший президент, Нобелевский лауреат Мартти Ахтисаари – уроженец Выборга.

Шли годы, и в Финляндии опять наметился глубокий демографический спад и неминуемая угроза дефицита рабочей силы. Мудрый президент Мауно Койвисто в конце 1980-х годов подготовил решение о предоставлении права на переезд в Финляндию ингерманландцам (коренное население Ленобласти), карелам и этническим финнам Советского Союза. Формальным поводом для этого акта было «покаяние» за то, что после окончания войны финское правительство по требованию Сталина вернуло в СССР ингерманландцев и карел, которые во время войны оказались в Финляндии. Как известно, доля этих людей была незавидная, прямо с финской границы их в телятниках отправили в лагеря и на поселение в Сибирь.

В действительности же, как рассказывают люди из окружения Койвисто, мысли об открытии возможностей переезда для репатриантов были довольно далеки от «покаянных». Прежде всего нужны были трудовые ресурсы. Этот план удался, сейчас в Суоми живет более 60 тысяч бывших россиян, которые адаптировались к местной жизни, а Финляндия получила очередной приток рабочей силы.

Рабы 21 века

Минуло 20 лет и проблема с дефицитом рабочей силы оказалась вновь на повестке дня. При этом ситуация усугубляется тем, что чем выше уровень развитости, тем труднее найти малоквалифицированную рабсилу.

Я противник теорий мирового сионистского или масонского заговора, но реальные события последних месяцев к этому подталкивают. Если 200 лет назад совершали экспедиции по захвату и пересылке через Атлантику рабов, то сегодня они сами плывут к нам через Средиземное море. Словно злой гений взорвал ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке и направил миллионы людей вплавь в рабство. Более слабые тонут, сильнейших отбирают на рынке труда. Неужели высокоточным оружием нельзя закрыть мракобесие и обеспечить народу возможность свободно жить у себя на родине.

Не хотелось бы думать плохо, но возникает вопрос, а кому это выгодно? Оставляю ответ на этот вопрос историкам, но сегодня Меркель говорит о готовности принять 800 тысяч, Сипиля говорит о 30 тысячах. Сомненья нет, примут – из-за гуманитарных соображений, и сил им в этом придает понимание, что их страны нуждаются в трудовых ресурсах. Разместят в пустующих казармах, школах, научат держать в руках молоток и отвертку, и вперед… Вот только больно за тех, кто не доплыл до заветного берега.

Что касается финнов в данной ситуации, то уверен, большинство тоже проявит гуманизм и примет мигрантов, как и их принимали шведы во время войны, как сами они обустроили карел после нее.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34