Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Турчак испортил карму ДовлатовFestу

Турчак испортил карму ДовлатовFestу

536
Официальная группа фестиваля

Довлатовский фестиваль в Псковской области получил всероссийскую известность. Но не благодаря интересу к творчеству Сергея Донатовича, а из-за личности председателя оргкомитета — губернатора региона Андрея Турчака.

Год назад московское продюсерское агентство Bokov factory (они же авторы фестиваля Тарковского «Зеркало») заявило о планах провести в Псковской области фестиваль имени Сергея Довлатова «Заповедник». Полгода назад организаторы начали созывать участников и выстраивать структуру фестиваля. Во главе оргкомитета фестиваля встал губернатор Псковской области — Андрей Турчак.

В июне 2015 года в Петербурге задержали управляющего директора завода «Ленинец» Александра Горбунова в рамках расследования дела о нападении в 2010 году на журналиста «Ъ» Олега Кашина и впервые в деле прозвучало имя Турчака как заказчика. За несколько дней до начала фестиваля часть участников «Заповедника» заявили, что из-за председательствования в оргкомитете губернатора ноги их не будет на Псковской земле.

Самым первым волну неприятия поднял Андрей Колесников, спецкор «Ъ» и главред «Русского пионера». Журнал в рамках ДовлатовFestа должен был проводить чтения. Среди авторов значился и Андрей Турчак.

«Я это все отменил. Мы так не можем», – через СМИ донес до организаторов свою позицию Колесников.

Принципиальность журналиста была горячо одобрена постоянными «экспертами и аналитиками» в Facebook. Они же стали оказывать давление на других заявленных спикеров «Заповедника». Больше всего досталось театральному режиссеру Константину Богомолову. Он согласился стать членом жюри литературного конкурса довлатовского фестиваля (далее орфография и пунктуация автора сохранены):

«Меня просили принять участие в жюри какого то литконкурса посвященного довлатову, проводимого во пскове. Я не мог, отказался. Прислали тексты – просили хоть дистанционно оценить. Я согласился – но и того не сделал по причинам чисто творческим. Я не понял, что там оценивать... И слился тихо. Уехал в Корею. Перед отьездом прочел про скандал с Кашиным и тп и подумал шо и хорошо что не стал в этом участвовать даже дистанционно. Сутки почти добирался до фестиваля. Приехал. Заглянул в фб. А тут фб-политбюро косточки моет иным помянутым на каких то сайтах и в каких то газетах. И вот уже Анна Наринская называет тебя лоялистом. И заметит, что вот мол официально-то не вышел! (из того в чем не участвовал). И еще кто-то восклицает: "ой! нехорошо!"... Вы, ребята, о...ли. Мойтесь сами чаще, а другим косточки мыть не надо. Гигиена – она дело личное. И специфичное. Тот, кто любит принюхиваться к другим неизбежно запускает себя. Это добрый совет всем кто любит в фб заняться чужой гигиеной. Только своей, ребятки, только своей!» – отреагировал на травлю Богомолов.

Последний удар фестиваль получил в первый день работы. Об отмене поездки на фестиваль главы Роспечати Михаила Сеславинского заявили в пресс-службе органа. В релизе ведомства в качестве причины называлось дело Кашина и нежелание чиновника оказывать поддержку приездом главе Псковской области Турчаку. Позже Сеславинский отказался от такой позиции, отметив, что не едет на «Заповедник»... из-за отпуска. Вместо себя чиновник предложил своего зама, который прочитать заявленную лекцию "Автографы С. Д. Довлатова в частных собраниях и на антикварно-букинистическом рынке", конечно, не сможет, по блеснуть гослицом на вручении премии литературного конкурса – вполне.

По словам PR-директора фестиваля Елены Слатиной, помимо выше обозначенных лиц фестиваль покинули поэты Сергей Гандлевский и Полина Барскова. Причем последняя развернулась фактически в аэропорту JFC. Тем, кто решил остаться, достается от коллег. По словам Слатиной, больше всего – представителям ИД «Коммерсант», который является стратегическим партнером фестиваля.

«Но, несмотря на травлю, они не ушли», – отметила PR-директор.

Петербуржцы, представленные на фестивале режиссером Алексеем Германом-младшим и литературоведом и другом Довлатова, соредактором журнала «Звезда» Андреем Арьевым, в позу не встали. И приехали.

«Да, я поеду. Я хорошо знаю организаторов. Они старались. Они пробивали этот фестиваль. И к истории с Кашиным не имеют никакого отношения. А фамилию Турчак я узнал два дня назад. До этого не знал, кто губернатор Псковской области, да в общем и не интересовался этим», – заявил «Фонтанке» Герман.

«Существует писатель Довлатов, который очень сильно намучился. Которого наша власть выжила из страны, как и многих других. Мне очень неприятно, что вокруг человека с безупречной репутацией происходит этот скандал. Потому что мне кажется, что память хранить надо, вспоминать о Довлатове надо, говорить о Довлатове надо. Ну и зачем же мешать с тем, что происходит, всю историю. Самое неприятное, что некоторые на этой истории устроили личный пиар. У нас много людей, которые проявляют смелость там, где места для нее нет. Где ситуация безопасная. Я не собираюсь поддаваться давлению ни со стороны начальства, ни со стороны демократической общественности. Да, я еду. К Довлатову, а не к Турчаку. На месте Кашина я бы приехал на фестиваль и задал бы лично вопрос губернатору, если он там будет. И я бы с удовольствием поддержал бы Кашина в этих вопросах к губернатору. Не приедет? Тогда, если я встречу на фестивале губернатора Турчака, я задам ему этот вопрос прямо. Считает ли он себя виновным и заказывал ли он Кашина?» – «Фонтанке» и коллегам из «Фонтанки.Офис» пообещал режиссер.

Литературовед Андрей Арьев был лаконичен:

«Никто не может надавить на меня, ехать мне или нет. В Пскове я не потому, что оказываю какому-то политику поддержку или наоборот высказываю неприятие. Я приехал прочитать лекцию. Предложили бы в тюрьму приехать, если людям интересно, я бы прочитал».

Организаторы фестиваля, который начался, несмотря ни на что, уверяют, что чувствуют себя как герой одного из романов Владимира Войновича, которому неравнодушные граждане предложили совершить самосожжение ради хорошей идеи.

«Я получила массу звонков от журналистов, но все они только об одном: кто и как отказался и что мы думаем про Турчака? А мы ничего не думаем, мы вообще не про это. А про Довлатова», – уверяет Елена Слатина.

В администрации Псковской области планы губернатора на «Заповедник» не озвучивают: может, и поедет. Может, и нет. Занят очень.

P. S. «Я давно уже не разделяю людей на положительных и отрицательных. А литературных героев — тем более. Кроме того, я не уверен, что в жизни за преступлением неизбежно следует раскаяние, а за подвигом — блаженство. Мы есть то, чем себя ощущаем».

Сергей Довлатов."Компромисс"

Татьяна Востроилова, «Фонтанка.ру»

В Пушкинском заповеднике в Псковской области Довлатов проработал экскурсоводом два летних сезона (1976 и 1977 годов). Он снимал комнату в доме в деревне Березино, недалеко от Михайловского. По мотивам пребывания в Пскове Довлатов написал книгу «Заповедник». Позже, в 1990-х, его выкупила у прежних хозяев вышедшая на пенсию московская учительница. С 3 сентября 2011 дом официально стал Домом-музеем Довлатова. В нем нет никаких вещей, принадлежащих Довлатову, но воссоздана обстановка, напоминающая 70-е годы прошлого столетия.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях