Один вид движется с запада, другой с востока, но путь свой оба вида начали далеко на юге. Правда, помогали им распространяться по дальним краям разные люди и из разных соображений.
Борщевик Монтегацци, самый высокий из борщевиков, чья высота достигает 6 метров, а размер зонтика может превышать 1 метр, был завезен в Великобританию с Кавказа любителями экзотических растений. В то время в викторианской Британии, которая стала самой грандиозной империей в истории, было очень модно разводить экзотические растения — и гигантская трава вполне соответствовала этой моде.
А борщевик Сосновского был выбран в 1947 году в СССР по причине своей огромной урожайности и неприхотливости как прекрасная силосная культура. Опустошенная войной страна нуждалась в доступном сочном корме для скота, и борщевики воспринимались специалистами как вполне подходящая культура. Тем более что местные животные вполне нормально им питались. Впрочем, не будь “железного занавеса”, возможно, советские ученые не относились бы к борщевикам с таким оптимизмом, поскольку борщевик Монтегацци тогда уже успел показать свой нрав...
Система защиты
В мире, по разным данным, насчитывается от 40 до 70 видов борщевиков, из которых в пределах экс-СССР встречается абсолютное большинство. Борщевики отличаются размером и — что еще более важно — содержанием так называемых фуранокумаринов (они же фурокумарины).
Фуранокумарины растение вырабатывает не просто так — это система его химической защиты, но не от человека или животных, а от разнообразных микроорганизмов (бактерий и грибов). Кстати, в химической защите растений нет ничего удивительного — когда вы оказываетесь в сосновом бору, то сталкиваетесь с этой системой защиты напрямую. Хвойные выделяют так называемые фитонциды, которые препятствуют размножению грибов и микроорганизмов. Вдыхая воздух, насыщенный фитонцидами, вы улучшаете и свое самочувствие.
Если фуранокумаринов много — кожа человека и многих животных становится крайне чувствительной к влиянию ультрафиолета, с появлением сильных ожогов и даже некрозов.
Путаное семейство
Бытует мнение, что предки якобы спокойно употребляли борщевик в пищу, а теперь к нему и подходить близко опасно, что свидетельствует о страшных мутациях, которые появились, наверное, не случайно.
Согласно официальным американским источникам, впервые борщевик Монтегацци был завезен с Кавказа в Британию и высажен в ботаническом саду Кью в 1817 году. А уже в 1828 году поступили первые сообщения о появлении этого борщевика «на воле». Модное растение распространялось с помощью людей по всей Европе, а затем быстро начинало двигаться в разные стороны уже без человеческой помощи.
Спустя ровно век он уже произрастал на американском побережье, в штате Нью-Йорк, а спустя три десятилетия продвинулся к берегам озера Онтарио. К настоящему времени его можно обнаружить в канадской Британской Колумбии, в штатах Вермонт, Мерилэнд, Индиана и других.
В Европе борщевик Монтегацци занял всю Центральную, изрядную часть Северной и Восточной Европы, активно размножается в Финляндии. Именно он является причиной постоянных сообщений о сильнейших фотоожогах, которые приходят с растущей частотой и из Нового Света, и из стран Западной и Центральной Европы.
Ну а на территории бывшего СССР другая беда — борщевик Сосновского. Это прекрасное с точки зрения выращивания сочного корма растение. Он дает рекордное количество зеленой массы, устойчив к вредителям, легко сам размножается. Тем более что есть селекционеры, которые и должны разобраться с его жгучестью.
И что интересно — разбирались. Разведением борщевика Сосновского и выведением менее жгучих сортов занимались по всей стране — от Еревана до Нарьян-Мара, от Прибалтики до Сахалина. Но спустя десятилетие внимание к нему стало спадать. Возможно, правы и те, кто считает, что в дело вступила политика — Никита Хрущев принципиально разрушал то, что ассоциировалось с именем Сталина. Есть версия, что селекционеры просто поняли, что выпускают джинна из бутылки. Возможно, все, как и в Западной Европе, связано с обычным безразличием. Тем более что борщевик действительно такое растение, которое не оставляет нерадивым хозяйственникам никаких шансов.
Нашествие
Специалисты Лесной службы Минсельхоза США обращают внимание на потрясающие адаптивные возможности кавказских борщевиков. В спокойном состоянии семена борщевиков могут разлетаться на несколько метров от материнского растения, но вдоль шоссе, в местах, где образуются воздушные завихрения, они могут разлетаться очень далеко. Этим, кстати, и объясняется их активное распространение именно на обочинах дорог.
Другой "транспорт" семян — это паводки. Семена могут плавать до двух дней и таким образом уйти на многие километры от источника. Это объясняет распространение борщевиков вдоль водных потоков. Семена разносят также птицы и животные.
Количество семян с одного растения поражает воображение — речь идет о десятках тысяч. И давно бы они уже заняли все северное полушарие, если бы не их слабости. В частности, борщевики не размножаются вегетативным способом, у них нет усов и корневых побегов. Но главное — они монокрапики — так ботаники называют растения, которые цветут один раз в жизни.
Наши "герои" — борщевики Сосновского и Монтегацци — обычно живут два-три года, цветут и отмирают. Если растения не могут дать семена — то новые борщевики уже не вырастут. Поэтому главная задача — не дать этим растениям размножаться. И, к сожалению, легких способов борьбы здесь нет.
И снова в бой...
В 70-е годы в Британии стали говорить о вреде, наносимом зарослями жгучей травы, а в 1981 году его разведение стало пресекаться. Примерно в то же время и в Советском Союзе окончательно угас энтузиазм, связанный с распространением борщевика Сосновского.
Но вот что поразительно — в течение долгого времени борьба с этими борщевиками велась спорадическая и локальная. Защищались какие-то отдельные участки, и борщевик продолжал распространяться.
Разрушение сельхозиндустрии в России в начале 90-х привело к запустению некогда обрабатываемых площадей, которые буквально на глазах стал покрывать борщевик Сосновского. На данный момент только в Ленинградской области площадь, занятая зарослями этого растения, составляет около 100 тыс. гектаров. Он активно размножается в Северо-Западном и Центральном регионах России, в Белоруссии и странах Балтии.
Однако именно в Ленинградской области уже с 2011 года действует областная программа, которая так и называется: «Борьба с борщевиком Сосновского в Ленинградской области». Уникальность программы в том, что она была запущена еще до признания борщевика вредным сорняком.
Казалось бы, какая разница, как он называется официально? Оказывается, огромная. Если борщевик официально признан вредоносным растением, то его обязаны уничтожать любые собственники земли — как частные, так и муниципальные. В противном случае борщевик на обочинах дорог — собственность Федеральной дорожной инспекции, к примеру, которая вообще-то уничтожением травы на обочинах не занимается. Если же борщевик становится юридически вредоносным растением — то тогда инспекция должна выделить средства на его уничтожение — и либо уничтожать своими силами, либо заказать эту работу. Расходы в таком случае будут признаны правомерными. В случае же неисполнения будет наложен штраф.
К слову, такая проблема характерна не только для России. По словам координатора Северо-Карельского биосферного заповедника, доктора Тимо Хокканена, в Финляндии нет пока государственной программы по борьбе с борщевиком (Монтегацци), и финские специалисты ждут ее формирования, так как именно в этом году был принят нормативный документ ЕС о борьбе с чужеродными видами. Если борщевик Монтегацци будет внесен в список, то появятся и инструкции по борьбе с ними.
Как и в России, в Финляндии на борьбу с борщевиком первыми поднялись региональные власти. В течение семи лет в Финляндии ряд муниципалитетов уничтожали борщевик, но затем изменились нормативные акты, и работу пришлось остановить. Как отметил в беседе с "Фонтанкой.fi" старший советник Института среды Финляндии (SYKE) Харри Хелмисаари, большое значение имеет и возможность получения финансирования для проведения этой программы. Специалисты надеются, что после изменений в государственном законодательстве появятся новые инструменты для активной борьбы с борщевиком.
Представители Ленинградской области отмечают, что он наконец-то исключен из Государственного реестра селекционных достижений, а Министерством сельского хозяйства РФ он исключен из Общероссийского классификатора продукции. При этом рассматривается вопрос о внесении его в отраслевой классификатор сорных растений. Как говорится, лед тронулся...
Дело каждого
Правда, если смотреть на цифры, то очень медленно. За 5 лет химическая обработка площадей борщевика Сосновского составила 2287,84 га. Освободились от напасти Бегуницкое, Большеврудское и Терпилицкое сельские поселения Волосовского района, Дзержинское, Скребловское сельские поселения Лужского района, Плодовское, Сосновское и Раздольевское поселения Приозерского района. В 2015 году работы по борьбе с борщевиком Сосновского планирует провести 41 хозяйство на общей площади 5836 га.
Но на фоне 100 тыс. га, занятых борщевиком по области, эти цифры не впечатляют. Проблема как раз в том (о чем говорят и финские коллеги) — пока борщевики не будут официально признаны вредителями, невозможно заставить собственников земель уничтожать эту заразу. Ведь зачастую собственник земли в Ленобласти ее и не видит.
Мало того, неправильное уничтожение растения может даже увеличить его распространение. В Ленинградской области за пять лет опробовали следующие методы: скашивание, засевание площади конкурирующими растениями, опрыскивание гербицидами. Последняя методика оказалась наиболее эффективной.
На частных участках возможно его уничтожение состриганием цветов до образования семян, а также подрубание корня. А вот массовое скашивание в период семяобразования только увеличит посадки борщевиков.
Опрошенные "Фонтанкой.fi" финские специалисты интересуются опытом российских соседей, а россияне — опытом финских коллег. Распространение борщевиков продолжается. Например, чтобы узнать, где наблюдались зловредные растения в Финляндии, достаточно взглянуть на эту карту. К сожалению, количество точек на ней растет.
«Кавказские» борщевики — это никакие не мутанты, не «дети ядерных испытаний» и не генетические уродцы. Это нормальные растения, которые оказались в удобной для себя среде благодаря человеческой глупости и безответственности. На финском сайте www.vieraslajit.fi, кстати, можно увидеть много других растений и животных, которые сменили свой естественный ареал проживания и стали наносить ущерб природе и человеку. И нам, людям, винить в этом некого, кроме себя.