Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Спорт Александр Толстиков: В третьей лиге Португалии играют будущие звезды сборной России (фото)

Александр Толстиков: В третьей лиге Португалии играют будущие звезды сборной России (фото)

3 868
Источник:

Никому не известный клуб третьего португальского дивизиона «Униао де Лейрия» собрал в своем составе уже семь перспективных молодых российских футболистов (включая троих из «Зенита»). «Фонтанка» поговорила с владельцем этой команды агентом Александром Толстиковым и узнала, в чем здесь подвох.

Как уже писала «Фонтанка.ру», в последнее время наметилась тенденция отъезда молодых российских футболистов в Европу. Абсолютным рекордсменом является клуб «Униао де Лейрия», выступающий в третьем португальском дивизионе. Туда в этом году перешло сразу четверо молодых российских футболистов. И это плюс к трем уже играющим там россиянам и двум ушедшим в это межсезонье на повышение в другие команды. Президент клуба и по совместительству руководитель спортивного агентства D-Sports, клиентами которого и являются все эти игроки, – Александр Толстиков. В интервью «Фонтанке» он рассказал, зачем ему вообще понадобилась «Лейрия», как удается убедить российскую молодежь перейти в никому не известный клуб, и почему он проявляет особый интерес к игрокам «Зенита».

Александр Толстиков начинал свою карьеру в Китае. Там он создал первое в Юго-Восточной Азии спортивное агентство. Сначала помогал трудоустроиться футболистам со всех концов света в китайском чемпионате. Помимо этого, с 2005 года Толстиков помогал в организации на территории Поднебесной различных мероприятий, приуроченных к Олимпиаде-2008. В частности, он привозил туда таких российских олимпийских чемпионов, как Светлана Хоркина и Алексей Немов.

В 2011-м Толстиков возглавил селекционный отдел «Краснодара». Себе в заслугу на этом поприще он ставит организацию селекционного отдела клуба практически с нуля, а одним из главных успехов в плане поиска талантливых футболистов называет подписание Смольникова, который, напомним, теперь играет в «Зените». В «Краснодаре» он проработал всего год. Как говорит сам Толстиков, просто он почувствовал, что настало время двигаться дальше.

Вплоть до 2014 года он занимался развитием своего футбольного агентства D-Sports и параллельно искал клуб, владельцем которого он мог бы стать. В итоге этим клубом стала «Униао де Лейрия» из третьего португальского дивизиона.

Идеальное место для футболиста

- Как вообще возникла идея приобрести клуб третьего португальского дивизиона и свозить туда, как в инкубатор, молодых российских игроков? Почему то же самое не сделать в России?

– Это не инкубатор. Просто я очень хотел иметь свой клуб, которым я мог бы управлять и который можно было сделать самоокупаемым. Для меня это самое важное. Что касается российских футболистов, я считаю, что лучше площадки в Португалии для них не придумаешь — пятидневный тренировочный цикл плюс игра. Соответственно, они здесь прибавляют. В ПФЛ, ФНЛ или Премьер-лиге, где молодые футболисты вообще практически не играют, добиться того же самого практически невозможно. В ФНЛ – из-за больших перелетов, в ПФЛ — наверное, из-за недостатка финансирования, к тому же поля очень низкого уровня.

В то же время в Португалии футболисты сосредоточены только на тренировочном процессе, на развитии своих лучших качеств. К тому же игровое время они получают тут круглый год. Перерыв составляет всего полтора месяца летом. Все остальное время они находятся в тренировочном процессе. В отличие от той же Москвы или Питера, здесь есть возможность как тренироваться, так и качественно и с пользой отдыхать. В мегаполисах это сложно, потому что постоянные переезды, друзья — это все отнимает очень много времени. Футболисты просто не успевают восстанавливаться, и им очень сложно после этого дорасти до оптимального уровня. Поэтому даже за год-два в Португалии футболисты очень серьезно прибавляют.

- Почему именно Португалия, а не Франция, Испания или какая-то другая европейская страна?

– Португалия самая комфортная страна в экономическом плане и с точки зрения лимита. Правда, в этом году как раз лимит очень сильно ужесточили в нашей лиге. Если еще в прошлом году ограничений на легионеров не было вообще, то теперь их может быть не более шести в команде. Так что в этом плане стало сложнее. Но на тот момент, когда я брал команду, никакого лимита не было. Но самое главное — это комфортная экономическая ситуация, отличные погодные условия и очень сильный уровень местных чемпионатов. Португальский чемпионат котируется. Даже уровень третьей лиги, в которой мы играем, очень высокий.

- Вы единоличный владелец клуба?

– Нет. У меня 60 процентов акций и большинство в совете директоров.

- Приобретая клуб, вы вкладывали только свои деньги или вам кто-то помогал?

– Приобретая клуб, я вкладывал только свои деньги. Сейчас у меня появились партнеры, потому что бюджет вырос, клуб принял профессиональный статус. Теперь заинтересованные в проекте партнеры мне помогают.

- Заинтересованные партнеры из России или Португалии?

– Из России и, возможно, появятся партнеры из Португалии, потому интерес к нашему проекту растет.

- Насколько вырос бюджет клуба с того момента, как вы его приобрели?

– На 30 процентов.

- И сколько в общей сложности он сейчас составляет?

– В районе миллиона евро.

- На что вы с таким бюджетом можете претендовать?

– На выход в сегунду (вторая лига. — Прим. ред.).

Еще никто не отказался перейти в «Лейрию»

- По моим подсчетам в «Лейрии» сейчас играет семь россиян.

– На сегодняшний день это действительно так. У нас собралась абсолютно новая команда. С предыдущего состава остались только Панфилов и Бавин. Томас Рукас уехал в «Хетафе», а Лысцов в «Бенфику». Сейчас приехали Костин, Ломакин и Тюкалов. То есть пять человек. Еще двое — Никулин и Голдобин — в молодежной команде U-19.

Источник:

- При таком обилии российских игроков, как к этому относятся болельщики клуба?

– Хорошо, потому что те футболисты, которые приезжают сюда из России, отличаются по своему качеству. То есть мы ищем таких футболистов, которые могли бы спокойно конкурировать на португальском рынке и быть интересными европейским клубам уровнем выше. Поэтому у нас нет абсолютно никаких проблем с болельщиками. Португальцы сами по себе очень доброжелательны. Наши ребята тоже все очень хорошие и хорошо воспитанные.

- Еще относительно недавно молодые российские игроки предпочитали сидеть на лавке и получать миллионы, чем перейти в другой клуб и развиваться там именно как футболист. Трудно ли было уговаривать ваших клиентов покинуть родные пенаты ради перехода в никому не известный клуб третьего португальского дивизиона?

– Нет, убедить было несложно. В принципе все, кому я сделал предложение, согласились. Думаю, что большинство из них довольны. Вернее, довольны все. Их уровень и ментальный, и футбольный вырос. Какой у кого будет дальше путь — это вопрос. Не все зависит от футбольного клуба «Лейрия». Мы делаем все возможное, чтобы они перешли на более высокий уровень. Когда мы будем в сегунде, нам будет проще. Сейчас же в третьей португальской лиге нам надо заявить о себе и переходить на другой уровень.

- Какие вы использовали аргументы, когда убеждали российских футболистов перейти в «Лейрию»?

– В принципе, это все то, что я сказал выше — это полноценный тренировочный процесс, возможность получать игровое время, возможность заявить о себе в Европе и это некий experience (опыт — перевод с англ.) для каждого из игроков. Плюс они переезжают в совершенно другую культуру и неплохо за год выучивают португальский язык, что им потом очень сильно поможет в жизни.

- Обязательное изучение языка как-то прописано в контракте?

– Никого учить язык не заставляют, и в контракте это не прописано. Но мы постоянно об этом говорим, и ребята это понимают. Стараемся сделать так, чтобы португальцы жили с русскими, чтобы они могли общаться и изучать язык.

- Были такие российские игроки, кого вам не удалось убедить перейти в «Лейрию»?

– Пока таких не было.

Источник:

- Для россиян насколько в финансовом плане привлекателен переход в «Лейрию»?

– На сегодняшний день они однозначно теряют в деньгах. Сюда едут не за деньгами. Мы предоставляем все условия для игрока — чтобы он был сыт, чтобы он мог спокойно отдыхать, работать с квалифицированными тренерами на хороших полях с хорошими материалами и при этом получать деньги, которые позволят ему спокойно жить и ощущать себя нормальным полноценным человеком. То есть они не в рабстве.

- Средний уровень зарплат российских игроков в «Лейрии» можете назвать?

– Ну, я не буду касаться этих тонких моментов. Не вижу смысла говорить об этом во всеуслышание.

Будущее сборной России

- Среди новоиспеченных игроков «Лейрии» трое воспитанников «Зенита», больше, чем из любого другого клуба. Это совпадение или тут есть все-таки связь с тем, что «Зенит» вот уже несколько лет практически не проявляет интереса к своим воспитанникам?

– Да нет тут никакой связи. Просто мы отслеживаем рынок и на тот момент наиболее комфортными приобретениями были именно эти ребята. Вот и все. У нас есть ребята из «Локомотива» и ЦСКА. Ну да так получилось, что в первый год у нас из «Зенита» было двое ребят. Рукаса я не считаю, потому что он не прошел через сито «Зенита». А Панфилов и Дронов... с Дроновым мы расстались, потому что у нас, как я уже говорил, ввели лимит на легионеров, а позиция вратаря у нас португальская. Наша задача найти таких ребят, которые через сито «Лейрии» смогут дорасти до больших клубов и до сборной. Такие предпосылки уже есть. Тот же Лысцов через нас перешел в «Бенфику», и мы практически уверены, что этот футболист будет защищать цвета сборной России на домашнем чемпионате мира 2018 года.

Источник:

- Вы уже несколько раз называли фамилии Лысцова и Рукаса. Считаете их первыми успехами проекта под названием «Лейрия»?

– Конечно. Для нас это было очень важно. Мы хотим, чтобы футболисты хотели к нам ехать и понимали, что на сегодняшний день «Лейрия» – это очень хороший промежуточный этап в карьере для того, чтобы перешагнуть ступень.

- Как вы оцениваете их перспективы в дальнейшем?

– Перспективы практически всех своих ребят я оцениваю очень высоко и знаю, что как минимум на ступень выше они поднимутся.

- Есть ли среди ваших клиентов игроки, которые в будущем могли бы стабильно выходить в составе сборной России, кроме Лысцова?

– Да.

- Это относится ко всем или только к некоторым из них?

– Нет, это относится только к некоторым из них. Но я, опять же, не буду называть фамилии. У каждого есть шанс. Они все молодые ребята и, возможно, я даже сейчас ошибаюсь. По крайней мере у каждого из них есть качества, за счет которых они могут играть на высоком уровне.

Деньги – тяжелое испытание для игроков

- За границу в последнее время перебирается все больше и больше молодых российских футболистов. И это притом что лимит на легионеров в РФПЛ стал жестче и в состав теперь попасть вроде бы стало немного легче. С чем связана эта тенденция?

– Это может быть цепной реакцией. Поехали первые ребята, у них начинает получаться. Если брать футболистов нового поколения, то такими первопроходцами можно назвать Станислава Крицюка и Максима Жесткова. У Стаса получилось, и он сейчас играет на самом высоком уровне — является основным вратарем «Браги» и сейчас будет играть в Лиге Европы. Уверен, что и за ним следят тренеры сборной. Потом потихонечку пошли другие ребята — Лысцов, Караваев. Оба уже о себе заявили. И уже после этого поток стал постепенно нарастать. Вспомнили про Антона Швеца, который очень тяжелое время провел в Испании и теперь, наконец, заявил о себе. Тот же Амир Натхо. Это же все наглядные примеры для других молодых футболистов. Поэтому я и говорю, что это может быть цепной реакцией. Все хотят попробовать себя в Европе. Современная молодежь стала лучше изучать иностранные языки. Они уже знают какую-то минимальную базу английского языка, поэтому им проще адаптироваться. Наверное, так. Я не хочу это связывать с плохой экономической ситуацией в России или плохой работой российских тренеров. Если у человека есть характер, если у него есть желание, он проявит себя неважно где — в Пензе, или в «Лейрии», или где-то еще.

- Мне рассказывали историю про одного молодого полузащитника, который несколько лет назад играл в «Зените». Ну как играл — в основном сидел на лавке. Когда ему предлагали перейти в другой клуб ради игровой практики, он отказывался, аргументируя это тем, что у него и так уже жизнь сложилась хорошо. Так, может быть, дело не только в цепной реакции? Может, что-то изменилось в головах?

– Ваша история связана с менталитетом отдельно взятого игрока. И да, таких случаев достаточно много. Но при этом я знаю обратные примеры, когда футболисты получают очень хорошие зарплаты, ну очень хорошие, но сидят на лавке и хотят перейти куда-нибудь, где они будут играть, пусть даже они из-за этого потеряют в деньгах. Потому что они хотят доказать своему клубу, что они игроки основного состава.

- В «Зените» такие игроки есть?

– Я не очень хорошо знаком с игроками «Зенита». Я говорил, скорее, в общем.

- С чем, на ваш взгляд, связана проблема перехода игроков из молодежного футбола во взрослый? Даже те, кому удавалось перейти эту черту, бывало, вспыхивали на какое-то время, а потом гасли, как тот же Кокорин в «Динамо», над статистикой которого сейчас все смеются.

– Понятно, что у нас есть определенное поколение, которое попало под финансовый бум в российском футболе, и не каждый игрок с этим справился. А что касается футболистов, которые вспыхнули и погасли, это, опять же, особенности менталитета. Кого-то остановили деньги, кого-то тяжесть работы. Это все очень тяжелое и трудное испытание для игроков. Каждая история индивидуальна. Я спокойно отношусь к этим моментам. В футбол играют сильнейшие. Потом смотришь на карьеру какого-то игрока и понимаешь — да, он заслужил то, что у него записано в «Википедии».

- Вы много общаетесь с молодыми игроками. Как вы оцениваете будущее российского футбола?

– В российском футболе видны позитивные изменения. Думаю, что с избранием нового президента РФС наш футбол пойдет в гору, и я надеюсь, что все будет хорошо. Работа Хомухи подтверждает, что мы находимся на правильном пути, у нас есть сильная молодежь, и этой молодежью реально интересуются в Европе.

Беседовал Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях