Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Почему финны хранят любовь к «Ладам» (фото)

Почему финны хранят любовь к «Ладам» (фото)

601

Трое парней финского фан-клуба «Лады» – Lada Kerho – прославились путешествием в Турцию за кебабом. На ВАЗ-2102 1983 года выпуска за 17 дней они преодолели 11 тыс. км и побывали в 25 странах. Путешественники напомнили миру, что советский автопром создавал машины, имевшие массу достоинств. 30 лет назад «Лада» была одной из самых продаваемых автомобильных марок в Финляндии. Три года назад закупки были прекращены, но «старушки» по-прежнему встречаются на дорогах. Кто же они – финны, влюбленные в «Ладу»?

Клуб Lada Kerho Suomi существует с 1997 года. Родиной клуба можно считать Кангасала (Kangasala) – именно здесь в местном автомобильном музее состоялось учредительное собрание. Сейчас клуб насчитывает примерно 450 членов. Вступить довольно просто: для этого достаточно быть владельцем «Лады» и оплатить вступительный взнос – 25 евро. Ежегодные платежи – 15 евро. Выездные собрания, больше похожие на автопарады, проводятся ежегодно в разных местах Финляндии. Клуб выпускает журнал – «LadaПРАВДА»; работает автосалон, где можно купить, продать или обменять любой ВАЗ.

Скриншот с сайта клуба

Кстати, двадцатилетняя Larppa (местное ласковое прозвище «Жигулей») стоит в Финляндии примерно 100 евро. Клуб помогает своим членам с заказом и доставкой запчастей. Привозят их из России, самостоятельно, зачастую – штучно. Есть в Lada Kerho и этнические русские, но подавляющее большинство – финны.

Первые «Лады» появились в Финляндии в 1971 году. Меньше чем через двадцать лет количество зарегистрированных машин этой марки было 130 тысяч.

Не секрет, что «Лада», особенно видавшая виды, – не самый надежный автомобиль. Этот недостаток компенсируется дешевизной запчастей и простотой ремонта. В большинстве случаев всё чинится своими руками. Многие финны не просто ценят это, а даже получают от этого удовольствие.

Мой добрый знакомый, молодой финский парень по имени Олли, любитель быстрой езды, пару лет назад купил подержанную Subaru WRX, с мотором мощностью более двухсот лошадиных сил. По неопытности использовал не то масло, заливал российский 92-й бензин – угробил двигатель. Цена ремонта оказалась высокой. Настолько высокой, что проще было купить новый двигатель большей мощности. Купил. Сам его установил в отцовском гараже. Залил правильного спортивного масла, 98-го бензина, прокатился разок с огоньком и – «Perkele!» – услышал в моторе стук. В автосервисе объяснили, что надо было перепрошить софт, а теперь придется менять поршневую. Что ж, заказал поршневую, своими руками всё заменил, обновил софт и позвал меня прокатиться к лесному озеру.

Я спросил Олли:
– Не жалеешь, что потратил столько денег и сил?
– Жалею только о деньгах, зато – большое удовольствие знать каждый винтик в своей машине.

Эта история напомнила мне будни владельца «Лады», ведь если крутить гайки – удовольствие, Larppa точно есть за что любить.

Финны – известные любители острых ощущений и первоклассные гонщики, а «Лада» умеет поднять уровень адреналина.

Кто гонял на «классике» по грунтовым дорогам, подтвердит – ощущения острые. Короткая колесная база в сочетании с задним приводом, полное отсутствие систем безопасности. Пожалуй, даже пострашнее, чем катить на полноприводном спортивном «японце».

В России «Лада» – это автомобиль, которого зачастую стесняются, а в Финляндии ее просто любят, не испытывая предрассудков. Если какая-то вещь устарела, вышла из моды – не повод от нее избавиться. Здесь, напротив, продлевают отслужившей вещи жизнь, переосмысливая ее назначение. Мне встречались, к примеру, барабан от стиральной машины и молочный бидон, превращенные в ящики для газет. Дырявая лодка становится клумбой, да что там – видел унитаз, приспособленный под цветник. Если хотите – это особая национальная философия, замешанная на чувстве юмора, тяге проявить изобретательность, а заодно, если выйдет, и сэкономить. Поехать на старой «Ладе» в Турцию за кебабом – это тоже весьма по-фински: изобретательно, с юмором, с переосмысленным отношением к старой машине.

Для многих людей старшего поколения «Лада» была первой машиной, а теперь – символ их молодости. Каков типичный финн, хранящий верность своей Larppa?

Как правило, в финских семьях несколько машин. Здесь, если есть возможность, предпочитают жить подальше от соседей, населенные пункты очень рассредоточенны. До больницы, супермаркета, банка может быть расстояние в десяток километров, а то и больше. Не случайно у финских автомобилей самый большой среднегодовой пробег среди стран Евросоюза. Машины обычно покупают исходя из соображений практичности, главное значение имеет соотношение цены и качества. На протяжении последних лет самыми популярными марками в Финляндии являются Volkswagen, Toyota и Skoda. Конечно, на «Ладе» уже не ездят на работу – это машина для души: в ней приятно поковыряться, она вызывает ностальгию, в ней иногда хочется прокатиться ради особого чувства «Лады» и, возможно, улыбок окружающих. Такое хобби может казаться странноватым, но здесь принято чудить: кто-то возится с «Ладами», а кто-то с американскими «полноразмерниками», другие на досуге мастерят деревянные лодки, кому-то нравится после офисной работы поиграть тяжелый рок; поэтому какой он, финн – любитель «Лады»? По-моему, обычный, типичный финн, старше среднего, с такой вот своей чудинкой.

Впервые встретив на финской дороге старушку «Ладу» с местными номерами, я подумал: трудно придумать более подходящий символ доброго соседства наших стран. Машина сияла полированной рыжей краской и хромом, без единого намека на вмятины или ржавчину. Захотелось самому сесть за тяжелый штурвал, вспомнить упругую подвеску, тесный салон с древними приборами, рычаг подсоса для запуска карбюраторного двигателя, звук работы этого двигателя, уникальный звук – из детства. У отца была «копейка», первой, итальянской сборки, что в СССР считалось особым шиком; помню, как ветер на ходу врывался в треугольную форточку. Спустя годы я сам обучался вождению на «классике». Первое чувство полного слияния с машиной – это внутри навсегда. Представил хозяина той рыжей финской «Лады» молодым, в джинсах клёш, в компании красивой девчонки. Едут в машине и обсуждают, например, Московскую Олимпиаду 80-го года, а фоном – музыка ABBA.

По слухам, Delta, бывший финский дистрибьютор «Лады», может возобновить закупки. Возможно, «Лада» с новой линейкой успешно вернется в Финляндию и снова покорит сердца наших соседей.

Игорь Алехин, Fontanka.fi

Фото из фотобанка клуба Lada Kerho Suomi. Ежегодный слет финских поклонников «Лады» 2015
Фото из фотобанка клуба Lada Kerho Suomi. Ежегодный слет финских поклонников «Лады» 2015
Фото из фотобанка клуба Lada Kerho Suomi. Ежегодный слет финских поклонников «Лады» 2015
Фото из фотобанка клуба Lada Kerho Suomi. Ежегодный слет финских поклонников «Лады» 2015
Фото из фотобанка клуба Lada Kerho Suomi. Ежегодный слет финских поклонников «Лады» 2015
Фото из фотобанка клуба Lada Kerho Suomi. Ежегодный слет финских поклонников «Лады» 2015
Фото из фотобанка клуба Lada Kerho Suomi. Ежегодный слет финских поклонников «Лады» 2015
1 из 7
Фото из фотобанка клуба Lada Kerho Suomi. Ежегодный слет финских поклонников «Лады» 2015

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях