- Госпожа Реетта Кейсанен (Reetta Keisanen), в чем состоит работа координатора развития велосипедного транспорта в Хельсинки?
- У нас есть амбициозная цель — к 2020 году увеличить долю велосипедистов до 15% от всего транспорта в городе. Поэтому в мэрии города Хельсинки появилась такая должность. Как координатор я работаю с городом Хельсинки и близлежащими муниципалитетами. Важной частью моей работы является сбор и анализ необходимой информации о существующей инфраструктуре. В этом году мы, например, подготовили специальный доклад о велосипедном транспорте, где мы собрали сведения о проблемах велосипедистов — эти данные потом лягут в основу проектов развития города.
- Как дорого городу обходится поддержание инфраструктуры?
- В перспективе финансирование развития велосипедного движения будет увеличено с нынешних 5-7 миллионов евро до 20 миллионов в год. С этими 20 миллионами Хельсинки сможет полностью реализовать к 2018 году проект внутригородской сети велодорожек и построить новые дороги к 2025 году. Если говорить о велотрассах, то город будет инвестировать не более 4,95 миллиона евро в систему инфраструктуры для велосипедистов, и ежегодные расходы будут составлять не более 2 млн евро.
Хотелось бы отметить, что население города ежегодно прирастает на 10 тысяч человек, поэтому во избежание пробок и ради сохранения экологии нам просто необходимо сфокусироваться на ресурсосберегающих способах перемещения по городу. Важно и то, что 90% людей поддерживают развитие велосипедного транспорта, а количество велосипедистов растет из года в год.
- В марте 2014 года город Хельсинки презентовал план создания системы общественных велосипедов. Как этот проект продвигается сейчас?
- Это очень перспективный проект, за который отвечает Транспортное управление региона Хельсинки (HSL). Сейчас мы занимаемся созданием инфраструктуры и закупкой оборудования, а вся система заработает летом следующего года. Сначала у нас будет 50 станций аренды и около 500 велосипедов.
- Как это будет работать?
- Сеть общественного проката ориентирована на резидентов города Хельсинки. Купить «проездной» на сезон можно будет за 20-30 евро, а взять велосипед напрокат на 30 минут можно бесплатно. Конечно, за аренду велосипедов также можно заплатить обычной картой общественного транспорта (matkakortti) (аналог проездного на общественный транспорт. - ред.) или кредитной/банковской картой.
- Но, согласно статистике, почти 20 тысяч велосипедов украли в Хельсинки в прошлом году. Как вы собираетесь бороться с воровством байков? Например, в Санкт-Петербурге предлагают использовать трекеры.
- В Хельсинки мы разработали план парковок для велосипедов. Качество этих парковок очень важно, чтобы предотвратить воровство. Под этим мы подразумеваем возможность надежно прицепить велосипед, а также оставить «байк» в освещенном месте. Хельсинки работает над новыми парковками ежегодно. Еще мы собираемся использовать GPS для отслеживания местонахождения общественных велосипедов, а также требовать документы при аренде.
- Были ли вы когда-нибудь в Санкт-Петербурге? Как вы полагаете, есть ли у нашего города потенциал, чтобы стать более удобным для велосипедистов?
-Я была в Петербурге один раз. В основном я перемещалась по городу пешком и на автобусе. Петербург — это довольно ровный с точки зрения ландшафта город, и я считаю, имеет потенциал для развития велосипедного транспорта. На самом деле, густонаселенные и ровные города - самые перспективные для использования велосипедов.
Самый важный момент — это качество инфраструктуры для велосипедного транспорта. Люди пересядут на велосипеды, если это станет простым и удобным способом перемещения по городу. Важно создать инфраструктуру, продумать удобные маршруты по каждой улице и уделить большое внимание качеству велодорожек. В первую очередь велосипедный транспорт должен быть доступным и безопасным не только для горожан, но и для окружающей среды. Каждый велосипедист - это примерно минус один автомобиль на дороге или одно свободное место в общественном транспорте в час пик.
- Как заставить питерских автомобилистов считаться с тем, что велосипедисты — это тоже часть трафика?
- Как я уже сказала, если будет создана развитая инфраструктура, а ездить на велосипеде станет безопаснее и удобнее, то велосипедистов станет больше на улицах. И чем больше их будет на дорогах, тем скорее автомобилистам придется с ними считаться и рассматривать их как полноправных участников дорожного движения. Но также важно, что чем более продуманными будут велосипедные дорожки, тем меньше будет дорожных конфликтов.