Девальвация рубля в 2015 году оказалась цветочками в сравнении с тем, как упали валюты других экспортеров нефти. Но радоваться не стоит — укрепляться наша валюта не будет.
Впервые в период кризиса обесценение рубля оказалось слабее других стран, экспортирующих нефть. С начала 2015 года валюты семи государств из Африки, Америки и Европы упали вдвое больше, чем российская национальная валюта. Причины: падение нефтяных цен, повсеместное укрепление доллара и нестабильная военно-политическая обстановка.
В конце 2014 года «Фонтанка» сравнивала, как за год подешевели валюты крупнейших по экспорту нефти стран после падения нефтяных цен. Девальвация рубля в 2014 году составила 50%, а в большинстве других стран-экспортеров — всего 5 – 10%. Специалисты объясняли это тем, что себестоимость добычи нефти в нашей стране около $30 – 35 за баррель, а в странах ОПЕК и многих других, экспортирующих нефть, — $20 – 25.
В 2015 году ситуация изменилась. Доллар США на Московской бирже с начала года подорожал на 6,6%, в то время как в других странах в основном на 9 – 13%. Больше всего обесценилась (по отношению к доллару США) валюта Анголы кванза — на 22,3%. Алжирский динар упал на 13%, канадский доллар — на 11,6%, мексиканский песо — на 10,8%.
Данные о стоимости валют «Фонтанке» предоставила компания «Альпари». Эти курсы — с международного валютного рынка "Форекс", сделки на котором через участников рынка физически выполняются на валютных биржах. Поэтому эти курсы полностью повторяют биржевые, по которым покупают и продают валюту банки. Данные МВФ об официальных курсах центральных банков не отражают реальной стоимости национальных валют, но в качестве примера будут приведены ниже.
Ближний Восток
Так же, как и Россия, полностью зависят от экспорта нефти такие страны, как Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Ливия, ОАЭ и Бахрейн. Несмотря на это, их валюты являются достаточно стабильными. Так, с начала года не изменились курсы валют в Катаре (реал), Бахрейне (динар) и в Арабских Эмиратах (дирхам). А в Саудовской Аравии (риял) и Ливии (динар) валюты даже чуть укрепились на 0,06% и 0,8% соответственно. И только в Ираке (динар) и Кувейте (динар) валюты обесценились на 0,5% и 3,3%.
Как объяснила аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева, валюты стран Ближнего Востока реагируют на изменение цены на нефть только в том случае, если она опускается до себестоимости добычи. В этих странах она очень низкая (ее там технически легче добывать), поэтому даже при цене $40 – 50 за баррель их бюджеты остаются в профиците (когда доходы превышают расходы). Серьезные изменения там могут произойти, только если нефть опустится ниже $20 за баррель, говорит она.
В отличие от ближневосточных стран, российский рубль более зависим от нефтяных цен. Девальвация в 2014 году была проведена как раз с целью оставить на прежнем уровне рублевую выручку нефтяных компаний, а значит, сохранить объем их налоговых отчислений в бюджет. И хотя помимо цен на нефть, на рубль воздействует множество других факторов (санкции, государственный и корпоративный долг, размер импорта), на представленном ниже графике прослеживается ясная связь между рублем и нефтью. Когда нефть дешевеет, доллар в России растет (рубль падает), и наоборот.
Особенная ситуация в Иране. Дело в том, что с 2013 года страна находится под санкциями США и Евросоюза, запрещающими экспорт нефти. В связи с этим добыча нефти в стране снизилась в том году вдвое, до 2,5 млн баррелей в сутки (это самый низкий показатель начиная с 1989 года). Развитие иранской экономики замедлилось, национальная валюта подешевела на 9,1%.
Сейчас в ОПЕК и в руководстве США и Евросоюза обсуждается вопрос отмены санкций, которая произойдет после согласования ядерной программы Ирана с США, ЕС и МАГАТЭ (ее уже одобрила ООН). Власти Ирана объявили о намерении спустя 5 – 6 месяцев после отмены санкций восстановить экспорт нефти до 1 млн баррелей в сутки. Это значит, что разница между спросом и предложением на мировом рынке может увеличиться. В 2014 году среднесуточное предложение, по данным ОПЕК, составило 92,4 млн баррелей в сутки, а спрос — 91,3 млн. В результате нефть может снова подешеветь, и стоимость доллара в России — опять вырасти.
Впрочем, по мнению директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, фактор снятия с Ирана санкций уже заложен в нефтяные цены. Кроме того, по его прогнозу, их отмена, скорее всего, произойдет лишь в начале 2016 года, после чего еще полгода государству потребуется на наращивание объемов добычи.
Америка и Африка
В последние годы снижала объемы добычи Мексика, но в отличие от Ирана не из-за санкций, а в связи с рекомендациями ОПЕК (предел добычи для стран – членов организации — 30 млн баррелей в сутки). Добыча в Мексике в 2015 году упала до 2,4 млн баррелей в день (до показателя 1986 года), и правительство компенсирует падение нефтяных доходов девальвацией национальной валюты — песо (с начала года падение — 10,8%).
Ослабление валют в Алжире и Нигерии (на 13% и 10%) связано не только с падением нефтяных цен, но и с нестабильной военно-политической ситуацией внутри стран. В Алжире идет война между членами международной ультрарадикальной организации «Аль-Каида» и военнослужащими, а в Нигерии по нескольку раз в месяц происходят теракты.
Ангола — вторая после Нигерии страна в Африке по объему нефтедобычи (1,7 млн баррелей в сутки) и в то же время одно из самых бедных государств в мире. Сегодня страна пытается оправиться от последствий 27-летней гражданской войны между сторонниками Народного движения за освобождение Анголы и членами Национального союза за полную независимость Анголы. Война длилась с 1975 года после отделения от Португалии.
Валюта Анголы подешевела с начала года на 22,3%.
«В Анголе в принципе всегда сложная ситуация, политическая нестабильность, зависимость от экспорта сырья, плюс отсутствие стабильного экономического роста. Можно сказать, что в стране экономики нет», — считает Анна Кокорева.
В Канаде и Великобритании — политика ослабления национальных валют, говорит она. Канадский доллар упал на 11,6%, а фунт стерлингов — укрепился на 0,3%. Внутри этого укрепления тем не менее было серьезное падение с апреля по май — на 7,3%. Крепкий фунт снижает конкурентоспособность английских товаров, говорит Кокорева. В свою очередь, политика Банка Канады по девальвации доллара связана, как и в России, в большей степени низкими ценами на нефть.
Доллар США во всем виноват
По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, у каждой страны свои причины обесценения валюты. Общим место является только одно.
«Экономический кризис никто не отменял. Развивать экономику за счет одной только нефти сложно, если вы не Арабские Эмираты. Вам нужно что-то еще. А в условиях открытой экономики это можно сделать только за счет ослабления национальной валюты», — сказал он.
Девальвация валют в африканских странах связана с тем, что их экономика контролируется глобальным бизнесом, считает он. Из открытых источников видно, что США, например, является крупнейшим рынком сбыта африканской продукции, принимая около 30% экспорта.
В то же время он отметил, что курсы национальных валют стран – экспортеров нефти в середине года мало о чем говорят. В идеале нужно дождаться конца года, так как в течение полугодия «государство может творить с курсом все, что взбредет ему в голову».
Дополнительным фактором для обесценения валют стран – экспортеров нефти является сворачивание программы количественного смягчения в США, говорит Сергей Пикин. Власти государства отказались от практики эмиссии электронных денег, за счет которой росло количество денег в обращении. Прекращение этого роста повлекло увеличение стоимости доллара. В Евросоюзе, например, доллар подорожал с начала года на 9,5%, с 0,8262 до 0,9048 евро. «В ходе укрепления доллара инвесторы уходили с национальных рынков и вкладывались в доллар», — говорит Пикин.
Чего ждать от Китая и рубля
В будущем ситуация на нефтяном рынке может ухудшиться из-за замедления роста экономики Китая, который является вторым после США крупнейшим потребителем нефти. В последние годы прирост спроса на нефть был связан именно с ростом потребления китайцами. Сейчас этот прирост начал замедляться, утверждает Пикин.
«Когда экономика Китая росла на 10% в год, прирост потребления нефти был около 15%. Сейчас, при 7-процентном росте увеличение потребления в полтора раза меньше. Если уменьшится внутреннее потребление Китая, это вызовет негативную динамику по нефти, спрос будет расти еще меньшими темпами, чем раньше. Сегодня каждый год спрос растет в среднем на 1,3 – 1,4 млн баррелей в сутки», — утверждает он.
Несмотря на небольшое падение рубля с начала года (-6,6%), оно выглядит иллюзией, если вспомнить, что после девальвации 2014 года (-50%) национальная российская валюта не укрепилась до прежних значений. Это значит, что в каких бы странах – экспортерах нефти ни произошло обесценение валют, оно все равно выглядит смешным на фоне девальвации в России (56,6% за полтора года). Причем восстановления рубля не предвидится. В апреле глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, например, сказал, что «50 с чем-то» — это теперь «область фундаментальных значений для курса».
В результате России остается ждать дальнейшего снижения ключевой ставки Центробанка, по которой в нем кредитуются коммерческие банки. В пятницу, 31 июля, ее символически понизили на полпроцента, до 11%. «Баланс рисков по-прежнему смещен в сторону существенного охлаждения экономики», — сообщил ЦБ. В то же время большинство экспертов не ожидают дальнейшего снижения ключевой ставки в будущем. А в 2016 году на экономику России через нефтяной рынок может повлиять отмена санкций в отношении Ирана.
Курсы ЦБ
Предлагаем читателям «Фонтанки» ознакомиться также с данными Международного валютного фонда, который собирает официальные курсы доллара за пределами США. Эти цифры более официальные, однако на валютных биржах торговля ведется по рыночным ценам, а центральные банки, как правило, устанавливают официальные курсы лишь для ограниченного ряда внутренних операций.
В России, например, курс ЦБ используется в расчете сумм долгов, взыскиваемых в суде. Он даже не влияет на курсы купли-продажи наличных денег в коммерческих банках, что показал декабрь 2014 года, когда некоторые из них продавали евро по 120 рублей, а официальный курс был почти в два раза меньше.
В Венесуэле основной рынок купли-продажи валют — «черный» рынок. За последние пять лет власти трижды проводили официальную девальвацию, чтобы сравнять официальный курс с курсом на «черном» рынке. Этот разрыв приводил к различного рода спекуляциям, росту объемов вывоза валюты и чрезмерного использования для накоплений. Сейчас доллар США на «черном» рынке стоит в несколько раз дороже официального курса.
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»