Крупнейший дорожный подрядчик России ВАД претендует на строительство обхода Красного Села за 3,2 млрд рублей. После почти трехлетнего перерыва подрядчик с портфелем госзаказа 80 миллиардов рублей возвращается на петербургский рынок. Это связывают с позицией городских властей. Эксперты уверены, что строительство объездной с максимальной вероятностью отдадут в его руки.
ЗАО "ВАД" подало заявку на конкурс на строительство обхода Красного Села за 3,2 млрд рублей, сообщили источники издания "Деловой Петербург" в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Также заявки подали ЗАО "Буер" и ОАО "АБЗ-Дорстрой".
Протокол с заявками пока не опубликован на сайте госзакупок. Но, как собщил источник, у чиновников нет сомнений в том, что победу отдадут ВАД. Причин тому несколько. Во-первых, один из важнейших критериев этого конкурса – опыт работ, а у ВАД он в несколько раз больше, чем у любой другой дорожной компании в стране. Во-вторых, это самый долгожданный гость в дорожных госзакупках города. В-третьих, надо же кому-то строить городские дороги, а другие крупные городские компании банкротятся одна за другой.
ВАД (Высококачественные автомобильные дороги) Валерия Абрамова и Виктора Перевалова входит в пятерку компаний, которые выполняют самый большой объем госзаказа в России. Так, портфель госзаказа компании по итогам 2014 года составил почти 80 млрд рублей. Сегодня ВАД стоит в одном ряду с такими исполнителями госзаказа, как "Трансмашхолдинг" и "Метровагонмаш" (совладельцы – Искандер Махмудов и Андрей Бокарев), "Мосэнерго" (совладелец Аркадий Ротенберг), "Трубные инновационные технологии" (владелец Иван Шабалов) и УСК "Мост", "Стройтрансгаз" и ИФСК АРКС (среди владельцев – Геннадий Тимченко).
Валерий Абрамов и Виктор Перевалов создали компанию в 1994 году, и с тех пор владеют равными долями в ней. ВАД зарегистрирован в Петербурге. Изначально основным заказчиком компании была именно администрация Петербурга. ВАД строил Кольцевую автодорогу (КАД) в Петербурге, трассу от Пулковского до Таллинского шоссе, ремонтировал Невский проспект, Приморское шоссе и десяток основных петербургских набережных.
Со временем компания вышла на рынки Ленинградской области и Карелии, а затем и на рынки Калининградской, Архангельской, Вологодской и других областей. При этом она продолжала работать в Петербурге, но в последние годы перестала подавать заявки на какие-либо городские конкурсы. На условиях субподряда, по данным dp.ru, ВАД на городских объектах в последние годы тоже не работал.
Основным заказчиком ВАД в этот период стал Росавтодор и его региональные представительства. Так, в Петербурге и Ленобласти по заказу "Севзапуправтодора" сейчас ВАД работает на трассе "Скандинавия". Трассу расширяют, и общая стоимость этих работ оценивается в 100 млрд рублей, но и сроки их исполнения уходят далеко за 2020 год. Сейчас ВАД расширяет участок от 47-го до 65-го км трассы за 11,3 млрд рублей, и будет получать деньги долями до 2019 года. Затем должны начаться работы на участке между Огоньками и Кирпичным за 18 млрд рублей, завершить строительство этого участка должны до 2022 года. Оставшиеся три участка: 100-й – 134-й км, 134-й – 160-й км и 160-й – 203-й км. Самый крупный подряд ВАД 2014 года – реконструкция части дороги Петербург – Пустошка – Невель в Ленинградской области на 13,5 млрд рублей.
Поскольку владельцы ВАД придерживаются политики информационной закрытости и не общаются с журналистами, узнать об их намерениях и мотивации непросто. Когда компания по-английски ушла из конкурсов на петербургские дорожные работы, на рынке высказывались разные версии о причинах такого шага: от конфликта владельцев-миллиардеров с тогдашним строительным вице-губернатором Маратом Оганесяном, и до элементарной финансовой непривлекательности заказов Смольного.
Теперь, как изданию пояснил источник, близкий к петербургскому топ-менеджменту ВАД, с ними пообщались представители аппарата вице-губернатора Игоря Албина. Детали разговора источник не знает, но сообщил, что бизнесменов заверили: город очень заинтересован в том, чтобы на объектах работал столь крупный подрядчик федерального уровня.
Месяц назад Игорь Албин уже заявлял, что его удивляет отсутствие ВАД среди дорожных подрядчиков в петербургских госзакупках. Также он отмечал, что Смольный будет рад видеть компанию на своих конкурсах. На фоне финансовых проблем и банкротств крупнейших городских подрядчиков – "Мостоотряда №19", "Мостостроя №6", "Буера" и других – возвращение ВАД и вовсе выглядит как спасение для городского дорожного госзаказа. Ведь кому-то нужно будет завершать брошенные многомиллиардные стройки, а средний и малый бизнес вряд ли способен на такие объемы работ.
Исполнение бюджета профильного комитета по развитию транспортной инфраструктуры сегодня далеко от идеального: от освоен менее чем на 29%. Справедливости ради нужно сказать, что показатель прошлых лет за первое полугодие был еще хуже. Но и 29% – далеко не идеальный результат. Исполнение бюджета буксует именно из-за проблем с подрядчиками, которые не укладываются в сроки, прописанные в контрактах.
Конкурс, через который ВАД может выйти на рынок петербургских госзакупок, Смольный объявил 30 июня. 21 июля завершился этап подачи заявок. Победителя выберут через неделю – 28 июля. Эксперты прогнозировали, что заявки подадут "АБЗ-Дорстрой" и "Буер", но заявки ВАД никто не ожидал. Работы за 3,2 млрд рублей, которые разыгрываются сейчас – это лишь часть строительства обхода Красного Села. Полностью все работы оцениваются в 7 млрд рублей. Как отмечают игроки дорожно-строительного рынка, подрядчик, который получит контракт на 3,2 млрд рублей, наверняка затем выиграет и вторую часть подряда. Но в этом году победитель текущего конкурса получит лишь 61,5 млн рублей на работу. По адресной инвестпрограмме на этот год закладывалась сумма в 80 млн рублей. В любом случае, на эти деньги подрядчик сможет лишь подготовить площадку для работы. В следующем году строители получат почти 600 млн рублей, в 2017 году – 745 млн рублей, и, наконец, в 2018 году – 1,8 млрд рублей.