Компания «Автоцентр», объявившая в начале года о планах вернуть бюджетные китайские автомобили FAW на петербургский рынок, медлит с подписанием дилерского соглашения. По мнению экспертов, в низких продажах автомобилей из Поднебесной виноваты программы господдержки, которые создали преференции для более локализованных производителей.
Возвращение бюджетного китайского бренда FAW на рынок Северной столицы откладывается. Как стало известно «Водителю Петербурга», компания «Автоцентр» (проект бывшего совладельца сети РРТ Сергея Пушкина), в начале года заявившая о планах стать новым партнером китайского бренда, так и не подписала дилерское соглашение. В «ФАВ-Восточная Европа» (официальный дистрибьютор FAW в России) утверждают, что в настоящий момент идет согласование договора. Однако Сергей Пушкин уверяет, что проект соглашения им пока не получен. Причину затягивания переговоров и предполагаемые сроки подписания контракта предприниматель не комментирует.
Участники рынка полагают, что переговоры с «Автоцентром» тормозятся, вероятнее всего, по инициативе самого дилера.
Так, заявляя о начале сотрудничества с FAW, Сергей Пушкин говорил, что считает текущую экономическую ситуацию удачным моментом для возвращения марки, чьи продукты находятся в ценовом диапазоне 400-700 тысяч рублей. Стимулировать продажи компания собиралась за счет льготных кредитов, предлагая ставку в размере 10,9% годовых, хотя до подписания официального соглашения компенсировать разницу со ставками банков «Автоцентру» приходилось из своего кармана.
Однако надежды на высокий спрос не оправдались. По словам Сергея Пушкина, с начала года «Автоцентр» продал около 100 машин FAW из закупленных 500. Наибольшей популярностью пользуется модель V5, самая дешевая из имеющихся на складе. «На нее приходится 70% продаж. Берут в основном в базовой комплектации», – говорит предприниматель.
Другие китайские бренды также испытывают проблемы со спросом. Как показывают данные Ассоциации европейского бизнеса, продажи машин из Поднебесной в России за первое полугодие 2015 года упали на 68%, тогда как весь рынок просел всего на 38%. Сильнее всего пострадал бренд Chery (минус 74% к аналогичному периоду прошлого года). Далее идут Great Wall (минус 70%), Geely (минус 61%) и Lifan (минус 55%).
В Петербурге, по данным «Автостата», у китайцев дела чуть лучше. Так, по итогам января-июня продажи Chery упали на 52,4% (188 машин на пять салонов), Great Wall – на 52,1 (126 машин на три салона), Lifan – на 45% (174 машины на пять салонов). По мнению генерального директора «Auto-Dealer-СПб»Михаила Чаплыгина, продажи китайских марок подкосили программы государственной поддержки, в частности льготного кредитования, под которую машины из Поднебесной не попадают из-за недостаточного уровня локализации.
«Многие автомобили, производимые в России, также относятся к бюджетной ценовой категории, и потребитель отдает предпочтение им. Отсюда, к примеру, лидерство KIA на петербургском рынке», – комментирует Михаил Чаплыгин.
Кроме того, китайские марки сильнее урезали маркетинговые бюджеты и ведут менее гибкую ценовую политику, добавляет Олег Шеховцов, директор по продажам автодилера «Пандора» (дилер Chery). «В то время как другие бюджетные игроки снижали цены весной и в начале лета, Chery этого не делали. Собственных скидок по кредитам у них тоже нет. Поэтому и просели они сильнее», – отмечает топ-менеджер. Также, по его словам, есть дефицит некоторых моделей на складе импортера.
«Особенно сложная ситуация с Great Wall, который законсервировал до сентября производство в Липецке», – говорит Сергей Киреев, директор по продажам дилера «Элан Моторс» (дилер Geely, Great Wall, Lifan, Chery). Впрочем, с утверждением о недостаточной ценовой гибкости китайцев он не согласен. По словам топ-менеджера, в среднем китайские машины сейчас стоят всего на 5-10% дороже, чем до Нового года.
Что касается FAW, то при наличии дилерского соглашения благодаря маркетинговой поддержке импортера продажи могли бы быть выше, уверен Сергей Киреев. «Производитель, безусловно, заинтересован в завоевании доли на рынке, но у дилеров сейчас невысокая рентабельность, и они хотят сконцентрироваться на имеющихся марках, поскольку новый бренд неизбежно будет оттягивать клиентов у других брендов портфеля», – комментирует он.
Для справки
Напомним, что FAW ушел из России в ноябре 2014 года, после того как российский дистрибьютор, компания «Квингруп», отказалась от сотрудничества с брендом из-за снижения продаж. Так, в 2014 году в сравнении с 2013 годом количество проданных машин FAW в России упало на 55%, с 4838 до 2164 штук, а в Петербурге — на 86%, с 202 до 29 машин.
Через несколько месяцев у марки появился новый дистрибьютор – компания «ФАВ-Восточная Европа», которая принадлежит «Экспортно-импортной компании при первой автозаводской группе Китая». Как пояснили в компании, на данный момент соглашения подписаны с пятью дилерами в Новосибирске, Краснодаре, Набережных Челнах, Орле, Саратове.
В Петербурге автомобили FAW продаются компанией «Автоцентр» на площадях, арендованных в трех салонах «Р-Моторс». В случае подписания дилерского соглашения с «Автоцентром», он пока будет единственным партнером в Северной столице, уточняют в «ФАВ-Восточная Европа».