Ослабление рубля и уменьшение влияния украинского конфликта на имидж страны дают петербургской туриндустрии надежду на восстановление после прошлогоднего провала. В январе-марте Северную столицу посетили в 1,5 раза больше зарубежных гостей, чем годом ранее, подсчитали в Смольном. Участники рынка от высокого сезона пока не в восторге.
Негативная оценка присоединения Крыма и конфликта на Украине в прошлом году сказались не лучшим образом на международном имидже России. По данным петербургского комитета по туризму, наш город в 2014 году посетило 2,8 млн зарубежных гостей, что на 12% меньше, чем годом ранее.
Однако первые итоги 2015-го внушают Смольному оптимизм. По оценке чиновников, в январе – марте 2015 года Северную столицу посетило на 54% больше интуристов, чем в первом квартале годом ранее. Такой рост в обычно низкий сезон объясняют снижением курса рубля, сделавшим поездки в Россию более выгодными для иностранцев, а также «ослаблением давления политической ситуации». Также помогли усилия по продвижению Петербурга за рубежом, уверена глава городского комитета по туризму Инна Шалыто.
Но в целом по стране картина не столь оптимистична. По данным Ростуризма, количество зарубежных гостей упало в первом квартале на 1%. В принципе, это удивительно: получается, такое событие, как сочинская Олимпиада, на турпотоке страны сказалось незначительно.
Все флаги в гости к нам
За первые три месяца 2015 года в Петербурге в десять раз выросло количество туристов из Индии и Таиланда – до 1,7 и 11,2 тысячи человек соответственно. Увеличение спроса Смольный также наблюдает по европейскому направлению. Больше всего гостей приехало из Германии – 31,2 тысячи, в пять раз больше, чем в первом квартале прошлого года (квартальных данных за 2013-й комитет по туризму не смог нам предоставить), и Италии – 18,1 тысячи, что в семь раз превышает прошлогодние показатели. Лидером по темпам роста является Испания, количество посетителей из которой увеличилось в 15 раз, до 6,5 тысячи.
Данные за второй квартал у Смольного есть только по китайским туристам, поскольку в рамках соглашения о безвизовых групповых поездках комитет получает их напрямую, а не от пограничной службы, как по прочим направлениям. Согласно им, за январь – июнь Петербург посетили 18 тысяч гостей из Поднебесной, что в 2,5 раза больше того же периода прошлого года. Для сравнения: за весь 2014 год приехало 26 тысяч.
Есть интерес к культурной столице и у соотечественников. Точной информацией об их количестве Смольный не владеет, однако, по предварительной оценке, основанной на опросе участников рынка, рост по этому направлению с начала года составил 20 – 30%.
Незаметный рост
Однако опрошенные "Фонтанкой" участники петербургского туристического рынка радужной картины, которую рисуют в Смольном, не наблюдают.
"Количество российских гостей выросло с начала года примерно на 15%, но увеличения числа иностранцев не происходит, во всяком случае, если судить по спросу на автобусные экскурсии на английском языке, которые продаются на Невском проспекте", – говорит руководитель турагентства «Эклектика» Игорь Воеводский.
Не фиксируют роста данного направления и в «Петротуре».
«Непонятно, откуда возьмется рост, о котором говорит Смольный, если пассажиропоток Пулково сократился в том же первом квартале на 17,6%», – комментирует директор оператора Игорь Мазулов.
Однако топ-менеджер не исключает, что число европейских гостей все же могло увеличиться за счет индивидуальных и групповых путешественников, которые не пользуются услугами турфирм.
«Китайские туристы тоже проходят мимо нас, поскольку их обслуживают здешние представительства азиатских туроператоров», – добавляет Игорь Мазулов.
Что касается российских туристов, то здесь значительного роста он не видит, объясняя это нехваткой недорогих гостиниц.
Не увеличивается и число гостей из братских республик.
«Поток из Белоруссии в этом году упал на 30 – 40%», – говорит Анастасия Мельникова, директор оператора «Невский тур». Причем число российских туристов также сократилось примерно на треть. «У людей стало меньше денег, чтобы отправлять детей на экскурсии. Кто-то отказался от поездки на майские и июньские праздники, чтобы накопить на путевку на море», – отмечает топ-менеджер.
Внутренний ресурс
Однако отельеры подтверждают необычно высокий спрос первого квартала, но предупреждают, что выводы о восстановлении рынка надо делать все же по итогам высокого летнего сезона.
«Начало года мы действительно отработали неплохо, а потом спрос пошел волнами. Июнь для нас не самый удачный, есть опасение, что дальше лучше не будет», – отмечают в сети трехзвездочных отелей «Станция».
Впрочем, пока уменьшение числа иностранных гостей удается компенсировать российскими туристами.
«Для этого нам пришлось расширить отдел продаж, чтобы более активно работать с турфирмами и сервисами интернет-бронирования», – говорят в «Станции».
В четырехзвездочной «Гельвеции» также видят основной источник роста в соотечественниках, число которых выросло по сравнению с прошлым годом на 11%.
«С китайскими туристами работают в основном более дешевые отели, перспективность азиатского рынка для нас пока не раскрыта», – отметили в пресс-службе отеля.
А вот музеям удалось нарастить оба направления: число посетивших Эрмитаж через турфирмы в первом полугодии выросло на 14%, до 1,6 млн, причем количество российских гостей увеличилось на 28,5%, до 502 тысяч, а иностранных – на 20%, до 1,1 млн человек.
По небу и по морю
Интересно, что с данными Смольного не стыкуются цифры аэропорта. Пассажиропоток по международному направлению аэропорта Пулково по итогам первого квартала упал на 17,6%. Снижение коснулось почти всех стран Европы. Так, между Испанией и Петербургом переместилось на 31% меньше пассажиров, чем в прошлом году, между Германией и Петербургом — на 22,6% меньше, между Францией и Петербургом — на 18,5% меньше, между Италией и Петербургом — на 9,3%. Обмен пассажирами с Китаем упал более чем наполовину. На внутренних маршрутах пассажиров, наоборот, стало больше — на 14,2%. Рост в первую очередь показали восточные направления: Якутск (на 17,8%), Иркутск (на 24%).
Паромные перевозчики говорят, что им, конечно, удалось превысить показатели 2013 года.
«Результаты первого квартала мы с прошлым годом сравнить не можем, поскольку в том году наши паромы стояли в Сочи. Во втором квартале этого мы привезли в Петербург на 20% больше иностранных туристов, чем в 2014-м, и на 5% больше, чем в 2013 году», — рассказал Андрей Мушкарев, директор по маркетингу St. Peter Line.
По его словам, услугами компании в основном пользуются жители Германии и Китая.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»