Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Дарья Табачникова: «На Невском есть место для велодорожки» (фото)

Дарья Табачникова: «На Невском есть место для велодорожки» (фото)

1 219
Майкл Колвилл-Андерсен, фото с личной страницы Дарьи Табачниковой на сайте vk.com
Источник:

«Фонтанка» поговорила с первым велосоветником Смольного — Дарьей Табачниковой - и выяснила, какие предложения она уже подготовила для вице-губернатора Албина. Хорошо бы «подвинуть автомобилистов» и сократить число полос на Невском проспекте, построить велодорожки на Гороховой и вдоль Фонтанки. И, конечно, - научить велосипедистов правилам дорожного движения, считает Табачникова.

- В июне вице-губернатор Игорь Албин назначил вас своим советником по развитию велосипедной инфраструктуры. Зачем нужен велосоветник и что он может изменить?

- Велосоветники есть во многих городах мира. Это человек, во-первых, выражающий мнение горожан, общественности. А во-вторых, являющийся экспертом, который может давать быстрые советы. Кроме того, это дает новые возможности для развития велодвижения. К примеру, за велоинфраструктуру у нас отвечает КРТИ. Но печатать брошюры по безопасности движения — это не их задача. А мое дело — инициировать такие процессы, которые не укладываются в рамки одного комитета.

- Зачем вообще городу развивать велоинфраструктуру?

– Она улучшает качество городской среды. Ее развитие позволяет в целом пересмотреть организацию городского пространства. Сразу возникают вопросы: а нужно ли так много рядов для автомобилей, достаточно ли места для пешеходов? Или, может быть, нужно вообще деревья посадить? А во-вторых, она позволяет людям очень просто передвигаться по городу. Метро — это очень классно, но безумно дорого. Наземный транспорт тоже требует вложений в закупку техники, создание контактной сети. А здесь, грубо говоря, строится еще один тротуар, и люди самостоятельно передвигаются по городу и решают собственные проблемы и задачи. Просто и дешево. Велодорожки могут пропускать тысячи и сотни тысяч людей ежедневно. При этом велосипедисты не создают таких нагрузок на дорогу, как грузовики или общественный транспорт. Дорожки гораздо дешевле содержать. Это долговременые инвестиции.

- Кроме печати брошюр, какие еще задачи вы перед собой ставили?

– Мне кажется, что в первую очередь важно привести в порядок те 30 км велодорожек, что уже есть. Убрать ямы, люки, заборы. Ими уже сразу можно будет пользоваться. Потом я очень хочу организовать велопарковку у Смольного. Это будет символом того, что правительство Петербурга начало вплотную заниматься велодвижением. За оставшиеся летние месяцы мы уже не успеем спроектировать и построить хорошую велодорожку. Но эти вещи можно сделать.

Источник:

Место на Невском пора перераспределить

- На следующий год будет выделен бюджет на проектирование и строительство велодорожек?

- Я только 1 июля направила Игорю Албину предложения по развитию велодвижения. В них есть пункт о том, что в бюджет нужно будет заложить финансирование на строительство дорожек. И надеюсь, что в ближайшее время мы обсудим это с вице-губернатором. До этого средства ни разу не предусматривались. И в этом году КРТИ рисует 9 км велодорожек (на Бухарестской улице и проспекте Ветеранов. – Прим. ред.) за счет экономии собственных средств. До сих пор у нас были проведены только предпроектные разработки 16 веломаршрутов. А по-хорошему нужно закладывать деньги на проектирование.

- Только велосипедисты говорят, что трассировка этих новых велодорожек на юге города не слишком удобна — будущая дорожка постоянно переходит с одной стороны автомагистрали на другую. Нужна ли она в таком виде?

– На мой взгляд, это действительно будет плохая велодорожка. Помимо того, что трасса переходит с одной стороны дороги на другую, она двухсторонняя. И она отнимает место у пешеходов, а значит, жители все равно будут по ней ходить. Это будет черт знает что. И никто не будет этой дорожкой пользоваться, потому что 5 раз переходить дорогу, чтобы проехать 3 километра, это издевательство. Когда комитет предложил этот вариант, мы просили их отказаться. Мы предлагали заложить средства на следующий год и сделать хорошо — запроектровать ее с двух сторон проспекта, отделенной от пешеходов и автомобилей. С другой стороны, такая дорожка — всего лишь краска и знаки. Можно попробовать. Главное, чтобы потом они не сказали, что это не работает и мы больше ничего делать не будем. Из критики надо сделать правильные выводы. Надеюсь, что за зиму будут подготовлены проекты новых дорожек.

- Где, на ваш взгляд, дорожки должны строиться в первую очередь?

– Меня расстраивает, что новые маршруты не затрагивают центр. А во всех городах центр — это место притяжения, где ездит большинство велосипедистов. Дорожками в центре сразу будут пользоваться, и это будет очень эффектно демонстрировать результаты работы.

- Где именно в центре?

– Довольно много места на Невском проспекте. Весь вопрос в его распределении. Если мы хотим отдавать приоритет машинам, можно сделать 8 полос для скоростного движения. Но на самом деле на Невском уже не хватает ширины тротуара пешеходам, и вполне есть место для того, чтобы сделать велодорожку. Кроме того, много людей использует Гороховую, набережные, например Фонтанки. Сейчас на них просто опасно.

- А что означает совместное развитие велосипедного и пешеходного пространства?

– На первом месте в городе всегда пешеход. Об этом нужно помнить. Мне не нравится тенденция создания велоинфраструктуры за счет тротуаров. Когда мы создаем дорожки, мы всегда должны быть уверены, что у пешеходов есть очень качественное пространство, где достаточно места. Иначе они окажутся на велодорожке.

Велосипедистов надо учить ПДД

- Есть какая-то оценка, сколько в Петербурге велосипедистов?

– Никаких исследований по подсчету их количества не проводилось. По прогнозу концепции развития велодвижения, в 2015 году число велосипедов в квартирах петербуржцев должно достигнуть 2 млн. Это похоже на правду. Из них, по нашей оценке, около 300 тысяч человек ездят на велосипедах на работу и по делам постоянно.

- Это очень много.

– И мало в то же время. Но по подсчетам велосипедистов, которые в течение нескольких лет ездят по одному и тому же маршруту, в 2012 – 2014 годах количество велосипедистов в центре выросло в 3 раза.

- Водителей раздражает поведение велосипедистов на дороге. И многие из них поддержали недавнее предложение Виталия Милонова ввести права для велосипедистов...

– Меня поразил непрофессионализм Милонова как депутата. В интервью он говорит, что посоветовался с парой автомобилистов и направил предложения в МВД. Это неуважительно по отношению к горожанам. Для вынесения такого предложения нужно изучить международную практику. Где есть права? Их нигде нет. Посмотреть, как работают с обучением, пообщаться с общественными организациями, ГИБДД. Это дикий непрофессионализм.

- Вы не чувствуете агрессии по отношению к велосипедистам со стороны автмобилистов?

– Нет, я вижу, что водители в целом очень аккуратно себя ведут по отношению к велосипедистам. Но это, конечно, не отменяет необходимости разъяснять правила ПДД.

- Но нарушений правил дорожного движения все больше. Как велосипедистов перевоспитывать?

– Действительно, ездим мы ужасно. И иногда на это страшно и стыдно смотреть. Я часто получаю много претензий на то, как ведут себя велосипедисты. Но работать с этим нужно только двумя способами. Это создание удобной и безопасной велоинфраструктуры. Когда велосипедисты чувствуют себя комфортно, никто не прижимает к обочине, не подрезает, это делает их поведение гораздо более предсказуемым и безопасным. Второе — обучение. Во всех странах, где развивается велодвижение, с детсада, со школы запускают регулярные уроки правил поведения на дороге. Пешеходы тоже должны знать ПДД, и для этого им не нужно сдавать на права. Точно так же велосипедистам просто нужно хорошее обучение. Люди нарушают правила, потому что не знают, как надо. У них был один урок ОБЖ в 5-м классе, где рассказывали, что за городом безопаснее идти по встречной обочине. И они садятся на велосипед и по аналогии едут по встречке с искренней уверенностью, что это правильно.

- И все же многие нарушают правила сознательно. Потому что двигаться в одном потоке с машинами быстрее и удобнее. Возможно ли вообще соблюдать все правила на велосипеде?

– Есть нормы, которые очень сложно соблюдать. Если переходить пешком все пешеходные переходы, путь займет в три раза больше времени, исчезнет связность движения. Правила несовершенны. И поскольку они часто избыточны и сложны, то их много нарушают. Я рекомендую всем соблюдать правила — ради безопасности. Но покажите мне человека, который не нарушает правил. Пусть он кинет в меня камнем.

- Вы сами нарушаете правила?

– Иногда. Я стараюсь этого не делать, но в тех местах, где езжу очень часто в течение нескольких лет и знаю, что это безопасно, – да, нарушаю.

Петербургские улицы шире европейсикх

- Вы недавно закончили программу по урбанистике института «Среда». Чем отличается в плане развития велоинфраструктуры Петербург, скажем, от Голландии?

– Многие думают, что в Голландии на велосипедах ездили всегда, чуть ли не с первобытных времен, но это не так. В первой половине XX века этот транспорт был популярен, но в 1950 – 1960-е годы произошел взрыв развития автомобильного движения. Сносили дома для расширения дорог, велодорожек практически не было. Однако в какой-то момент подряд произошло несколько случаев гибели детей на дорогах. Это вызвало мощные протесты и привело к появлению движения за безопасность на улицах. Плюс в Голландии было сильное антиавтомобильное экологическое лобби. К тому же в 1980-х начался нефтяной кризис. Это привело к пересмотру приоритетов. В Петербурге велосипед никогда не был транспортным средством. В остальном — отличий практически никаких. К тому же в отличие от европейских городов у нас нет средневекового исторического центра с узкими улицами. Это город эпохи Возрождения.

- Но и лобби сильного у нас нет

– У нас вообще общественные движения, гражданские инициативы находятся на зачаточном уровне.

- Чувствуете нехватку общественной поддержки?

– У нас всего несколько гражданских проектов, готовых не только аккумулировать желания людей, но и доносить их до чиновников. Мне кажется, они должны быть гораздо сильнее, мощнее. У нас часто участие в общественных проектах воспринимается, как какое-то странное занятие.

- А зачем общественная деятельность вам?

– Я думаю, человек может себе позволить заниматься не только своей профессиональной, но и общественной деятельностью. И я готова тратить часть своего времени на то, чтобы делать город лучше. Велосипедизация и так произойдет в будущем, это мировой тренд. Но хочется при жизни немного поездить по велодорожкам, чтобы дети ездили сами в школу на велосипеде, и это было безопасно.

- Но сколько времени может занять появление дорожек в центре?

– Москвичи сделали это за один год. Зимой провели проектирование и построили отличную велополосу на Бульварном кольце, правильной ширины, с цветной разметкой на перекрестках. Она проходит между пешеходной частью и парковкой и отделена от машин бампером — специальной разделительной линией.

- Они уменьшили количество полос или сузили тротуар?

– Ни то, ни другое. Они просто уменьшили ширину полос и подвинули парковку.

- В Москве развитие велоинфраструктуры идет семимильными шагами. Что бы вы позаимствовали?

– Москвичи подходят к созданию инфраструктуры очень серьезно – изучают мировой опыт, привлекают зарубежных экспертов. Они проводят масштабные исследования, где люди живут, куда ездят. Недавно они подготовили альбом стандартных решений для велоинфраструктуры с параметрами, какой должна быть ширина велодорожки, каковы идеальные размеры велопарковки. И рекомендации, как международную практику совместить с нашими нормами.

- Вице-губернатор Марат Оганесян, ушедший в отставку весной, не поддерживал развитие велодвижения. Как к нему относится Игорь Албин?

– Пока не могу сказать. Предложения поданы, как только будет реакция, будет понятно.

- Но вы часто ездите в Смольный?

– Езжу два раза в неделю на общие совещания. Надеюсь, что в ближайшее время состоится какая-то встреча, посвященная развитию велодвижения. Но она пока не назначена.

- Должностные функции себе готовы очертить?

– Поскольку я внештатный сотрудник, я думаю, что эта работа не будет формализована. Меня это устраивает, потому что мне хочется сохранить независимость и не становиться чиновником.

Беседовала Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях