В ПДД и УК РФ внесены изменения. Главное нововведение – обязанность как можно скорее очистить проезжую часть в случае мелкой аварии. Действовать надо примерно так же, как при оформлении европротокола. А можно и просто «договориться на месте».
1 июля 2015 года в ПДД и УК РФ внесены изменения. Главное нововведение – обязанность как можно скорее очистить проезжую часть в случае мелкой аварии. Действовать надо примерно так же, как при оформлении европротокола. А можно и просто «договориться на месте». Пьяных водителей теперь будут судить жестче и перевозчиков детей строже контролировать. Новые обязанности появились у пешеходов, правда, пока только вне города.
Оформление аварии
Вступившие в силу поправки (постановление правительства РФ от 6 сентября 2014 года № 907 «О внесении изменений в ПДД <...>») четко дифференцируют алгоритм действий в зависимости от вида ДТП. В случае мелких ДТП водители обязаны убрать свои машины, предварительно их сфотографировав, чтобы не затруднять движение. ГИБДД при этом вызывать не надо.
Так можно и нужно поступать с следующих случаях (первые четыре известны нам по европротоколу):
в ДТП нет пострадавших;
ни у кого нет проблем с полисами ОСАГО;
водители согласны со всеми обстоятельствами;
повреждения «невиновного» автомобиля меньше 50 000 рублей (а в Москве и области, а также Санкт-Петербурге и Ленинградской области при наличии видеорегистратора, который может фиксировать время и координаты автомобиля — до 400 000 рублей);
если повреждения «дороже» 50 000 рублей или у одного из водителей каско, а страховая требует справку из ГИБДД, то после аварии надо приехать на ближайший пост ДПС и там оформить документы;
при отсутствии необходимости в оформлении документов о ДТП – если водители «договорились» или в ДТП только один участник: водитель не справился с управлением и повредил свой автомобиль.
Фотографировать место ДТП надо так, чтобы зафиксировать «положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств». На фотографии должны попасть номера машин, повреждения, дорожные знаки и разметка, регламентирующие проезд по данному участку дороги. Кроме того, надо записать имена и контакты очевидцев, а также составить схему аварии (заполнить бланк извещения о ДТП), указав расстояние и места ударов. Подробнее об этом рассказывал «Водителю Петербурга» заместитель начальника 10-го отдела УГИБДД Александр Кузьмин.
Если водители не убирают машины – это нарушение, оно квалифицируется по статье 12.27 («Невыполнение обязанностей в связи с ДТП») и наказывается штрафом в размере 1 тысячи рублей. Но ГИБДД пока не собирается штрафовать за это, поскольку в Правилах не установлено точное время, за которое водитель должен убрать автомобиль с дороги.
Звонить в ГИБДД надо, если:
есть пострадавшие или погибшие;
водители не договорились, кто прав, кто виноват, – в этом случае надо позвонить в ГИБДД и действовать в соответствии с указаниями: либо ждать патрульную машину, либо приехать в ГИБДД, предварительно сделав фотографии и составив схему;
участников ДТП три или больше (прицеп считается отдельным ТС).
Наказание за «градусы»
За вождение автомобиля в состоянии опьянения введена уголовная ответственность (статья 264.1 – «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию»). Если водителя поймали на этом второй раз (отказ от медицинского освидетельствования тоже считается), он может попасть в тюрьму. То же самое грозит водителям, которые были судимы за нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, совершенное в состоянии опьянения и повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть одного или более лиц. Поправки предусматривают несколько видов наказаний: лишение свободы на срок до 2 лет, штраф в размере от 200 000 до 300 000 рублей, обязательные работы на срок до 480 часов и принудительные работы на срок до 2 лет.
Уточняется наказание за смертельное ДТП, совершенное нетрезвым водителем. Если до сих пор статья 264, часть 4, УК РФ предусматривала лишение свободы на срок до 7 лет в случае аварии с одним погибшим (с двумя или более – до 9 лет), то теперь устанавливается нижняя граница – от 2 до 7 лет (с двумя жертвами, соответственно, от 4 до 9 лет).
Обязанности пешеходов
Пешеходы получили новую обязанность – носить на себе светоотражающие элементы (фликеры). Правда, пока только на загородных трассах, то есть вне населенных пунктов, и, естественно, в темное время суток. Тех, кто не знал или забыл, могут оштрафовать на 500 рублей в соответствии со статьей 12.29 КоАП.
Фликеры действительно могут спасти жизнь, но в целесообразности введения штрафов эксперты, напомним, сильно сомневались.
Автобусы для детей
Ужесточены требования к автобусам, предназначенным для перевозки детей. Вот они:
автобусы должны быть не старше 10 лет;
допущены в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащены тахографом и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
должны соответствовать по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров;
в случае длительных перевозок (более трех часов) необходимо обеспечить питание;
детей в возрасте до 7 лет нельзя везти в автобусе дольше 4 часов;
по ночам (с 23 часов вечера до 6 утра) организованная перевозка группы детей разрешена только к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них (при задержке в пути допускается завершение организованной перевозки);
перевозки групп детей в междугородном сообщении организованной транспортной колонной длительностью более 3 часов должны сопровождаться медицинским работником.