Петербург в кризис активно осваивает схему «заправься, не заплатив». Городские заправки с начала года несут беспрецедентные убытки из-за воров бензина на дорогих машинах.
«Надо же, машина стоит как моя зарплата за год, а и тот крадун», – сокрушалась немолодая операционистка заправки на выезде из города. Только что водитель «Шевроле Тахо», заправив бак на 3 тысячи, рванул с АЗС, как будто за ним черти гнались.
И таких «лихачей», как отмечают в полицейском главке, прибавилось в геометрической прогрессии с начала года. В неделю, как говорят в правоохранительных органах, к ним поступает не менее пять жалоб от топливных компаний на увоз бензина. При этом класс машин, водители которых предпочитают не расплачиваться за полный бак, все время повышается.
«Еще в 2013 году мы вынужденно перешли на режим постоплаты, – рассказали «Фонтанке» в одной из крупных топливных компаний. – Это общеевропейская практика. И сразу начались увозы. Причем мы были готовы к этому, поскольку у западных коллег эта проблема также актуальна. Так, в 2013 году с заправок в Германии украли топливо около 92 тысяч раз. В Берлине, например, воруют бензин 20 раз в день. При этом на всех заправках установлены видеокамеры, но воров там находят менее чем в половине случаев. У нас рост начался только с конца прошлого года. Причем и в городе, и в области».
Неофициально «Фонтанке» помогли нарисовать такую картину бесплатного расставания автозаправок с топливом за последний месяц:
«3 июня водитель «Фольксвагена» увез с заправки на Колпинском шоссе 30 литров на 1078 рублей;
4 июня на улице Композиторов водитель «БМВ» не заплатил на АЗС больше 3-х тысяч за бак бензина;
5 июня водитель «Шевроле Спарк» на заправке на Карпатской улице заправился на 1200 рублей и уехал;
7 июня «Хонда CRV» уехала с полным баком на 1800 рублей с АЗС на Дунайском проспекте;
8 июня АЗС на Софийской лишилась выручки в полторы тысячи рулей, заправив «Газель»;
9 июня на Пулковском шоссе «бесплатно» заправили «Хонду Цивик» на полторы тысячи;
12 июня в Шушарах водитель «Мицубиси Лансер» лишил АЗС выручки за целый бак;
15 июня очередной увоз на АЗС на Софийской на 1300 рублей, на этот раз заправили «Киа»;
18 июня еще одна «Киа» заправилась на полторы тысячи бесплатно на заправке на Софийской;
22 июня там же на 3 тысячи заправили «Шевроле Тахо». Машина, как оказалось, была из проката, и вечером водитель вернулся и оплатил свой бензин.
24 июня на Коломяжском водитель «Фольксвагена» оставил залог в 1000 рублей, заправил дизельного топлива на 3 тысячи и уехал.»
При этом не все АЗС обращаются сразу в полицию. Источник в топливной компании объяснил это тем, что в полиции неохотно берутся за раскрытие таких краж. Мол, даже когда вор пойман, сложно доказать умысел на кражу. Водитель сразу «вспоминает» при полиции, что уехал, не заплатив, и кается. Деньги на заправку возвращаются, а в статистику нечего занести. Заправщикам приходится искать и стращать нерадивых автомобилистов силами своих служб бзопасности.
Но в полиции эту теорию не поддерживают, отмечая, что поймать автомобилиста-крадуна легко: на всех заправках есть хорошие видеокамеры, номера машин сразу попадают в базу, об этом оповещаются наряды. Короче, дело техники. При этом в ГУ МВД подтверждают, что наблюдают серьезный рост увоза бензина в последние 6 – 8 месяцев. И уезжающие машины стали классом выше: хорошие иномарки, зачастую стоимостью более миллиона рублей.
Заправщики, в свою очередь, начинают кивать на Интернет. Там давно уже существуют группы «Как заправиться, не заплатив и не попавшись», в которых описаны все «мульки» для автомобилистов: и как закрыть номера, как сделать поддельные. «Некоторые даже объединяются по интересам и меняются номерами перед АЗС», – отмечают специалисты.
Зато эксперты едины во мнении, что стоит за увеличением количества бензиновых воров, — снижение экономических показателей жизни. По данным Петростата, например, горожане с начала года стали меньше (пусть и на несколько процентов) пользоваться автомойками и автосервисами.
Возможно, с этим связано и то, что сами заправки не спешат оборудовать АЗС современными гаджетами, которые значительно снизили бы криминальные затраты. Например, кассами или мобильными терминалами оплаты у бензоколонок. Или же невынимающимися «пистолетами», которые отщелкивают только после того, как операционист в кассе после оплаты нажмет на кнопку.
Понять, так это или нет, «Фонтанке» не удалось: ни одна топливная компания, владеющая сетью заправок, пока не ответила на запрос редакции.
Татьяна Востроилова, «Фонтанка.ру»