Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Мы все заплатим за несуществующий Орловский тоннель

Мы все заплатим за несуществующий Орловский тоннель

646

Парижская арбитражная палата обязала Смольный выплатить «Невской концессионной компании» Виталия Южилина компенсацию за разрыв контракта на строительство Орловского тоннеля. Речь шла почти о 2 млрд рублей.

Осень 2011 года была для губернатора Георгия Полтавченко периодом «бури и натиска»: едва придя в Смольный, он заморозил сразу три крупных городских проекта времен Валентины Матвиенко – Орловский тоннель, зоопарк в Юнтолово и скоростной трамвай до Пулково. Сегодня оказалось, что особенно болезненным для городской казны стало решение по Орловскому тоннелю. Ведь к тому моменту правительство уже заключило многостраничный контракт с «Невской концессионной компанией» («НКК»), которую связывают с группой First Quantum депутата Госдумы Виталия Южилина. Инвестор заказал тоннелепроходческий щит в Германии и собирал силы для выхода на стройплощадку в сентябре 2011 года.

Казалось бы, те времена остались в далеком прошлом, а проект Орловского тоннеля благополучно покоится в архиве. Однако, как выяснила «Фонтанка», разбирательства с инвестором не закончились. «Невская концессионная компания», не сумев договориться в досудебном порядке о компенсациях, обратилась в Парижскую арбитражную палату. Выбор был сделан отнюдь не из-за особой любви к Франции: именно эта третейская инстанция была изначально указана в соглашении о государственно-частном партнерстве между Смольным и «Невской концессионной компанией».

Разбирательство проходило под эгидой Парижской арбитражной палаты в Москве в составе коллегии из трех судей – двух россиян и одного американца болгарского происхождения.

«Такая форма допустима», – объяснил «Фонтанке» глава российского представительства First Quantum Шавкат Кары-Ниязов.

В итоге в феврале 2015 года требования «Невской концессионной компании» были удовлетворены, и она обратилась в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с иском к городскому правительству, чтобы обязать государство исполнить решение третейского суда.

Смольный, естественно, без боя сдаваться не будет. На переднем фронте – ПАО «Орловский тоннель», которое было создано городом для реализации проекта и не было своевременно ликвидировано. Как стало известно «Фонтанке», 25 июня компания заключила договор с известным адвокатским бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» на представление интересов города в суде. Скупиться на борьбу со строптивым инвестором правительство не будет – стоимость контракта составляет 7 млн рублей. При этом в договоре указано, что адвокаты должны будут отстаивать интересы государства и в кассационной инстанции.

Ключевой вопрос – сумма претензий. Парижская арбитражная палата не разглашает материалы дел без согласия сторон. Отказались называть "Фонтанке" конкретные суммы и в «Невской концессионной компании», и «Орловском тоннеле». В профильном комитете по инвестициям говорят, что эта информация является конфиденциальной в соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве. Хотя на нынешней стадии говорить о какой-либо конфиденциальности уже не приходится: конкретная сумма будет указана в решении Арбитражного суда, а в дальнейшем, если Смольный проиграет, ее пропишут в законе о бюджете.

Примерное представление о масштабах бедствия дают те цифры, которые озвучивались ранее. В июле 2011 года – за несколько месяцев до заморозки проекта – «Невская концессионная компания» заключила контракт с немецкой фирмой Herrenknecht на строительство щита диаметром 19 метров. Предполагалось, что затраты по покупке горнопроходческого оборудования возьмет на себя Смольный, но аванс в размере 600 млн рублей заплатил инвестор. Кроме того, «Невская концессионная компания» также провела инженерные изыскания, подготовила проектно-сметную документацию и согласовала ее в экспертизе.

Осенью 2012 года тогдашний директор «НКК» Валерий Фотченков оценил общие затраты компании в 1,9 млрд рублей. Если Парижская арбитражная палата постановила взыскать со Смольного именно эту сумму, то речь идет о рекордных выплатах: на эти деньги город может построить 10 детских садов или две школы. К слову, ранее город уже вернул в федеральный бюджет 1,2 млрд рублей, которые когда-то были выделены Москвой на возведение тоннеля.

Впрочем, это все равно мизер по сравнению с тем, что пришлось бы заплатить городу в случае, если бы Орловский тоннель строился. После прохождения экспертизы стоимость объекта составила 69 млрд рублей, хотя изначально анонсировалось, что не превысит 47 млрд. Бюджет Петербурга должен был направить 14,5 млрд, федеральный – 15,5 млрд. Остальные планировала вложить «Невская концессионная компания». При этом проезд по тоннелю был бы платным – тогда предполагалось, что "билет" в одну сторону обходился бы в 50 рублей.

Справка:
Орловский тоннель должен был связать Смольную набережную с Пискаревским проспектом и обеспечить круглосуточную связь центра города и северных районов. Длина двухъярусного тоннеля по проекту – 1,3 км, количество полос в обе стороны – три. По расчетам проектировщиков, в сутки через тоннель могли бы проезжать 60 тысяч автомобилей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях