Модернизация аэропорта
Главная причина ожидаемой модернизации аэропорта финской столицы кроется в увеличении пассажиропотока: сейчас Хельсинки-Вантаа принимает порядка 16 млн человек в год, но через пять лет эта цифра достигнет отметки уже в 20 млн человек и 24 - 25 млн - к 2030 году.
400 млн евро из выделенных 900 млн будет потрачено на расширение терминала. Технический директор Finavia Генри Ханссон (Henri Hansson) говорит, что после реконструкции площадь терминала увеличится на 45%, до 75 000 кв. м, что можно сравнить с территорией парка развлечений "Линнанмяки".
Главное новшество состоит в том, что в "Терминале 2" возведут два дополнительных крыла, чтобы вместить десятки новых рейсов. Одно из них будет полностью отдано под стыковочные рейсы из Азии и стран - не членов ЕС. Дело в том, что Хельсинки-Вантаа активно борется за транзитных пассажиров из Азии и трафик в этом направлении будет в ближайшие годы только расти, говорят в руководстве аэропорта, поэтому расширение - способ поддержать конкурентоспособность.
Строительные работы начнутся уже в начале следующего года и будут проходить в несколько этапов. К середине 2016 года увеличат площади для приема новых транзитных пассажиров и расширят места для самолетов, в частности станет в два раза больше телетрапов для широкофюзеляжных судов (сейчас их 8). Также будет существенно перестроена территория парковки, чтобы вместить дополнительные 3000 транспортных средств. Центр по обработке багажа, расположенный под терминалом, расширяется.
Нововведением станет и то, что регистрация на рейс, сдача багажа и проверка безопасности будут проходить в одном зале. При этом пиковая мощность приема багажа достигнет 11 000 мест в час. “Терминал 1” также расширят, однако этот проект пока находится в стадии доработки.
Изменится и дизайн самого аэропорта. Так, оформление будет "более финским", дабы поощрять людей провести свое свободное время в Хельсинки или другой части страны. Торговую зону расширят, пригласят ретейлеров и откроют новые люксовые магазины. Одной из находок обещает быть "Арктический бар", который будет расположен на улице рядом с самолетами, дабы пассажиры "могли привыкнуть к погоде Северной Европы".
В Finavia отмечают, что столь масштабная реконструкция создаст порядка 400 новых рабочих мест на время строительства и порядка 5000 новых вакансий в самом аэропорту к 2020 году.
Аэроэкспресс по-фински
Планируется, что уже в июле начнется движение прямых поездов от центра финской столицы до аэропорта Хельсинки-Вантаа - этого, как заявил менеджер аэропорта Вилле Хаапасаари (Ville Haapasaari), ждали целых 63 года.
Аэроэкспресс есть во многих европейских городах, однако финский 700-миллионный проект с самого начала был довольно трудоемким: из 18 км новой дороги 8 км пролегают под землей. Поезд запустят по кольцевой 1 июля, однако станция "Аэропорт" (Lentoasema) откроется чуть позже - 10 июля.
Таким образом, путь до аэропорта будет гораздо более быстрым, а пассажиры "Аллегро" из Санкт-Петербурга на станции Тиккурила смогут пересесть на поезд, идущий до воздушных ворот.
В 2013 году примерно 600 тыс. россиян посетили аэропорт Хельсинки-Вантаа.
Как корабль назовете, так он и поплывет
В начале февраля прошлого года также было выдвинуто предложение о смене невзрачного названия "Аэропорт Хельсинки-Вантаа" на имя известного финского композитора Яна Сибелиуса.
Такая практика - называть главные воздушные ворота страны в честь какого-то выдающегося соотечественника - распространена во всем мире. И идею уже поддержали на самом верху: так, "за" высказался, к примеру, бывший премьер-министр Финляндии Александер Стубб. Переговоры о переименовании столичного аэропорта начнутся уже в этом году, однако решение все равно останется за управляющей компанией Finnavia.
Евгений Богданов