Предложение ввести водительские права для велосипедистов разделило общество на два агрессивных лагеря. Автомобилисты упрекают любителей двухколесного транспорта в правовом нигилизме и незнании базовых постулатов уличного движения. Владельцы байков заявляют, что ПДД должны преподавать в средней школе, а власти должны заботиться не только об автовладельцах и пешеходах. «Фонтанка» исследует проблему, разработав пилотный онлайн-тест на знание правил для велосипедистов.
С предложением подумать о введении прав на управление велосипедом депутат петербургского ЗакСа Виталий Милонов обратился к министру МВД Владимиру Колокольцеву. Велосипедисты могли бы проходить упрощенную аттестацию, к примеру, с помощью он-лайн теста, объяснил он инициативу. Автомобилисты в абсолютном большинстве — двумя руками «за». Такая мера могла бы хоть как-то решить проблему массового нарушения правил велолюбителями и увеличения количества аварий с их участием. Сами велосипедисты — ожидаемо против. Безграмотность растет из отсутствия банального ликбеза в школах, уверены они.
Количество велосипедистов в Петербурге начало резко расти с начала 2010-х годов. В ответ на мертвые пробки на основных магистралях и непредсказуемую работу общественного транспорта в моду вошла езда на фиксах и городских байках. А в прошлом году стимулировать развитие велодвижения начал и Смольный — открылся городской прокат. Велосипед официально превратился в один из видов городского транспорта.
Несмотря на это, велоинфраструктуры за последние 5 лет в Петербурге не прибавилось. Только в этом году город пообещал обустроить 10 километров новых велодорожек вдоль проспекта Ветеранов и Бухарестской улицы.
Велосипедисты вынуждены ездить в потоке городского транспорта. И массово нарушают правила.
Согласно статистике ГИБДД, больше половины аварий в прошлом году произошло по вине двухколесных. За январь-апрель этого года в Петербурге произошло 29 ДТП с их участием, в которых пострадали 30 человек. Статистика, конечно, не сравнима с пешеходно-автомобильной – за тот же период в аварии попало 974 пешехода, 718 водителей и 573 пассажира. Погибли 111 человек. Но цифры учитывают только аварии, а вовсе не нарушения правил.
Культура, а точнее бескультурье, велосипедистов на дорогах за последние годы превратилось в настоящую проблему. Это признают и сами велоактивисты. «Доходит до того, что люди не знают, что в России принято правостороннее движение. Некоторые слушатели наших курсов честно сознаются: впервые узнали, что нельзя ездить по встречной полосе», – говорит один из основателей проекта «Велошкола» Александр Кожанов.
Массово проезжают по пешеходным переходам, не спешиваясь, ездят по «встречке» и на красный свет, не говоря о гонках по тротуарам с опасностью для пешеходов и поворотах налево в общем потоке машин, – вот список самых распространенных нарушений. Это раздражает и пешеходов, и водителей.
По результатам опроса, проведенного «Водителем Петербурга», каждый пятый автолюбитель в принципе выступает против велосипедов на дорогах.
«Правовой нигилизм велосипедистов бесит даже самих лидеров велосипедного сообщества. Нужно заставить их почитать ПДД», – недоволен Дмитрий Попов, преподаватель автошколы «Нево-Класс». Эксперт поддерживает идею Милонова, но предлагает ее доработать. Дополнительные экзамены нужны при двух условиях: если у велосипедиста нет прав другой категории и если он собирается двигаться наравне с машинами.
У велоактивистов кардинально иная позиция: проблема, мол, не в пользователях двухколесного транспорта, а в общей безграмотности горожан. «Мы уже несколько лет выступаем с инициативой введения обязательного курса по правилам дорожного движения в школах. ПДД должны знать все — и велосипедисты, и пешеходы, и роллеры, и люди на самокатах и вейкбордах. А то мы скоро дойдем до получения прав для езды на роликах», – говорит Илья Гуревич, почетный председатель движения «ВелоПитер».
А в условиях такого мегаполиса, как Петербург, введение велосипедных прав — симуляция решения проблемы. Это вовсе не гарантирует, что сразу после сдачи экзамена дипломированный велосипедист не поедет на красный свет. Как не спасают права от нарушений автомобилистов, делает вывод Илья Гуревич.
Более того, предложение Милонова противоречит Венской конвенции, ратифицированной Россией. Страны не должны обязывать велосипедистов иметь регистрационный номер и водительское удостоверение. Это будет ограничивать международные передвижения, аргументирует Александр Кожанов. А еще, по закону, в России нельзя проводить тестирование на получение прав он-лайн или экстерном. Для введения экзаменов государству придется разрабатывать программы обучения, методички. Это выльется в создание очередной дорогостоящей процедуры и загрузке автошкол.
Активисты предлагают усиливать контроль за нарушителями и на дорогах, и на тротуарах силами ГИБДД. Между прочим, только пересечение пешеходного перехода на велосипеде «стоит» 500 рублей. Одновременно нужно просвещать горожан. «Это может быть факультативное изучение ПДД в школах, тестирование в интернете, о чем говорит и Виталий Милонов, бесплатные курсы, поддерживаемые властями, или что-то еще. Но не должно вводиться получение специальных прав», – говорит депутат ЗакСа Ольга Галкина.
Пока же проблемой занимаются фактически только на общественных началах. «Велошкола» – единственный городской проект, ликвидирующий безграмотность велосипедистов в постоянном режиме. За год его лекции посещает около 600 человек, говорит Александр Кожанов. Недавно за образование сограждан взялись даже автомобилисты. В июне автошколы анонсировали акцию «Велосипедист, изучай ПДД!». На бесплатные курсы заманивают вручением «удостоверения водителя велосипеда».
Во что выльется процедура – покажет время. А пока «Фонтанка» предлагает любителям двухколесного транспорта пройти тест.