Арбитражный суд поддержал Роспотребнадзор и областных садоводов, жалующихся на высокий шум от трассы "Грузино – Керро". Фемида решила – дорожный комитет Ленобласти должен обеспечить шумозащиту. В дорожном ведомстве возражают и не исключают, что дома садоводов построены неправильно. Другие прецеденты не в пользу дачников.
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области обязал областной комитет по дорожному хозяйству (КДХ) защитить жителей садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) "Заря" во Всеволожском районе от шума трассы "Грузино – Керро". Ранее такое предписание КДХ выдало управление Роспотребнадзора по Ленобласти. В комитете с санитарным надзором не согласились, обратились в арбитраж, но 1 июня суд проиграли.
Теоретически, если судебное решение устоит, в Ленобласти появится прецедент. Ориентируясь на него, подать иски к дорожному ведомству смогут и многие другие садоводства и коттеджные поселки, которые активно строятся в 47-м регионе.
Как стало известно 47news, предписание областному КДХ снизить уровень шума на участке региональной трассы "Грузино – Керро", проходящем в непосредственной близости к садоводству "Заря", Роспотребнадзор выдал 30 декабря этого года. Ранее в ведомство обратилась группа садоводов с жалобой на превышение допустимого уровня шума автомобилей на этой дороге. Специалисты санитарного надзора провели замеры на 5-й линии СНТ и установили – в дневное время допустимый шум превышается на 9 – 12 децибел. Поскольку дорога находится на балансе КДХ Ленобласти, Роспотребнадзор распорядился до 1 апреля 2015 года включить проведение шумозащитных мероприятий в проектную документацию на капитальный ремонт автодороги, а до 1 августа принять конкретные меры по снижению уровня шума.
В ответ 11 марта областной КДХ подал иск о признании решения Роспотребнадзора незаконным. В дорожном ведомстве утверждают, что по программе "Развитие автомобильных дорог Ленобласти" реконструкция трассы "Грузино – Керро" с устройством шумозащитных экранов не предусмотрена. То есть ее капитальный ремонт в ближайшие пять лет не планируется.
В свою очередь в суде зафиксировали, что хотя трасса была построена по утвержденному проекту, ее характеристики значительно изменились. "С момента постройки дороги интенсивность движения автотранспорта увеличилась. Это требует установления ограничительных знаков по изменению скоростного режима и прохождению большегрузного транспорта и проведения иных мероприятий с целью снижения уровня шума", – решила Фемида.
Также в арбитраже отметили, что отсутствие дороги "Грузино – Керро" в программе развития областных трасс не является непреодолимым препятствием. По мнению судьи Константиновой, КДХ, являясь балансодержателем дороги, имел возможность обратиться к губернатору региона и депутатам ЗакСа Ленобласти для решения проблемы.
В администрации Куйвозовского сельского поселения, в состав которого входит СНТ "Заря", корреспонденту издания сообщили, что жалобы на дорожный шум "Грузино – Керро" от садоводов не поступало. "В любом случае, в нашем ведении только муниципальные дороги, которыми мы и занимаемся. Бывает, что приходят жалобы, – мы смотрим, чья дорога и, если не наша, перенаправляем в соответствующую инстанцию. Но на эту дорогу нам не жаловались", – уточнил заместитель главы куйвозовской администрации по ЖКХ и транспорту Андрей Величенко.
Получить оперативный комментарий в управлении Роспотребнадзора по Ленинградской области изданию не удалось. В ведомстве посоветовали прислать письменный запрос, так как вопрос касается сразу нескольких отделов и требует согласований.
В областном КДХ журналистам сообщили, что решения суда еще не видели, но, скорее всего, будут его обжаловать. "По закону, если региональная дорога была построена после того, как были возведены дома, комитет будет устранять все выявленные нарушения. Но если, наоборот, дома строились в непосредственной близости к действующей трассе, то это уже ответственность самих застройщиков. В проекте полноценного жилого дома есть раздел санитарно-эпидемиологических норм, в котором должен учитываться и уровень шума. Но для частных домов проект не обязательное условие, и как строили дома в этих СНТЮ неясно. Мы еще не изучали вопрос детально, но уверен, что дома там появились намного позже трассы", – рассказал журналисту председатель КДХ Ленинградской области Михаил Козьминых.
Он объяснил, что повышение уровня шума из-за увеличения интенсивности движения не является реабилитирующим застройщика фактором. Жилые дома должны возводиться с соблюдением разрывов санитарно-защитной зоны, на строго определенном расстоянии.
"Причины появления жалоб очевидны. До 2011 года в этих садоводствах нельзя было даже получить прописку. Теперь же много людей селится на постоянной основе, садоводства расширяются. Разумеется, живущие постоянно недовольны близостью к региональной дороге", – добавил Козьминых.
Также руководитель КДХ отметил, что ведомство уже имеет около десятка решений судов по подобным искам в свою пользу. Например, ряд жалоб поступал от жителей садоводств, построенных вблизи транспортного обхода Выборга. Однако во всех случаях суд принял сторону дорожного комитета.