Профессор НИУ ВШЭ Алексей Балашов в начале апреля дал достаточно точный прогноз изменений курса иностранной валюты, заявив, что к лету доллар будет стоить около 57 рублей. Спустя два месяца Алексей Балашов рассказал «Фонтанке» о причинах активного роста доллара и объяснил, почему он не верит в возможность финансового апокалипсиса.
Вы подтверждаете свой прогноз на ближайшие месяцы – коридор 54-57 рублей за доллар?
Пока все подтверждается – доллар превысил отметку 54 рубля, другое дело, я не уверен, что к концу лета он не пробьет планку в 58 и не достигнет 60 рублей. Во-первых, мы в полном объеме переживаем последствия санкций, они захлестнули российскую экономику. Во-вторых, лето – это период активизации замороженных военных конфликтов, правильнее сказать, подмороженных. Можно вспомнить и ИГИЛ – там никогда не остывало. Это Ближний Восток и это нефть, а зависимость российского бюджета от доходов от нефти никто не отменял. Ну и Донбасс. Кроме того, возможно, назревает новое обострение в районе Приднестровья. Эти факторы двигают сейчас доллар вверх.
Если говорить о санкциях, которые действуют сегодня, мы уже ощутили их максимальный эффект?
Максимальный эффект ощутили, но это не значит, что экономика не продолжит свое падение. Дно еще не достигнуто, это однозначно.
Как вы относитесь к апокалиптическим прогнозам, предрекающим падение и рубля, и экономики страны в целом?
Я не верю в апокалипсис, ни в финансовый, ни в какой другой. А если серьезно, в России достаточно жесткое руководство – в отличие от 90-х годов – и обвала не произойдет. И в отличие от периода накануне дефолта 98-го года, российская экономика в бюджетной сфере пока не так перекредитована. Поэтому будет падение, будет слабое увядание экономики, но апокалипсиса финансового не настанет.
Финансовые власти заявляли, что рубль слишком укрепился. Какая цена за доллар будет сегодня для них оптимальной?
Оптимальной я считаю цену в 55 рублей, но вопрос не в том, какая цена приемлема для финансовых властей. Надо понимать, что бюджетный сектор и финансы – это часть большой системы, часть экономики. Экономика начнет рост тогда, когда придут инвестиции, а они придут, когда будет выгодно производить. На сегодняшний день инвестировать в российскую экономику невыгодно. Нет инвестиций, нет роста — соответственно, нет притока налоговых поступлений в бюджет.
Можно ли сегодня искусственно создать панику на валютном рынке и собрать "финансовый урожай", продав валюту по завышенной цене?
Технически такая махинация исполнима, но я не верю в то, что наши власти на это пойдут. Нет мотивировки. Власть достаточно четко управляет социально-экономическими процессами и не заинтересована в ослаблении уровня поддержки. Как раз эти самые 88 или 84 процента – они есть, но если у нас будут колебания рубля туда-сюда, они могут пойти вниз.
Власть заинтересована повысить доверие к финансовым институтам?
Власть заинтересована повысить доверие к самой себе. Для этого она будет контролировать финансовые институты, стараясь не допускать резких колебаний. Фундаментальные изменения уже произошли. Сейчас идет корректировка. Как известно, у нас доллар вырос чуть ли не до 80 рублей. Потом, как сказал Минфин, сильно укрепился рубль. А это значит, что наши экспортные товары – те же самые нефть и газ – стали в пересчете на доллары слишком дороги. Это не выгодно экспортерам, а вся валютная выручка у нас пока идет от этого. Других источников нет.