Завышенные требования к качеству дорожной разметки привели к ее полному отсутствию. Областной дорожный комитет отказывается платить подрядчикам и требует гарантийных работ. Те рискуют, но выигрывают суды. Эксперты говорят об экономии бюджета, которая дорогам пошла не на пользу.
В комитете по дорожному хозяйству (КДХ) Ленобласти до конца следующей недели собираются объявить аукционы по нанесению разметки на региональные дороги. Однако, как стало известно 47news, в этом году выделят в четыре раза меньше средств, чем в прошлом, – только 40 вместо 170-ти миллионов рублей. Остальную работу КДХ намерен получить по гарантии с прошлогодних подрядчиков, которым пока даже не заплатил.
Как уже писал 47news, в прошлом году победителями в областных конкурсах на нанесение дорожной разметки стали две компании: ООО "РемСЭД" и ООО "Автолайн". Первая выиграла два лота на общую сумму свыше 95 миллионов рублей и должна была выполнить работу в 13-и районах Ленобласти. Вторая, более чем за 74 миллиона – еще в четырех районах с особенно хорошо развитой инфраструктурой: Всеволожском, Выборгском, Кировском и Приозерском. Все три контракта подразумевали нанесение разметки двумя разными способами: краской и термопластиком.
Однако заложенные на разметку деньги так и остались в бюджете. В ходе проверки, проведенной прошлым летом областной прокуратурой, качество исполнения контрактов вызвало вопросы. В свою очередь КДХ, впервые применив уникальные приборы, арендованные у дирекции КАД, отказался принимать работы. В ведомстве заявили, что разметка не соответствует требованиям и не стали ее оплачивать. В ответ подрядчики обратились в суд. В настоящее время три судебных процесса еще продолжаются.
Однако, как выяснил корреспондент 47news, даже если судебные инстанции встанут на сторону подрядчиков и КДХ будет вынужден отдать им 170 миллионов рублей, эти деньги компании порадуют не сильно. Дорожное ведомство намерено обязать "РемСЭД" и "Автолайн" исполнить принятые ими гарантийные обязательства в полном объеме. Из-за сложной для дорожников минувшей зимы, разметки на региональных трассах почти не осталось. Прошлогодним подрядчикам в этом году фактически придется обустроить всю разметку заново – по гарантии.
"То что происходит на территории Ленобласти сейчас, а я имею ввиду полное отсутствие разметки на региональных дорогах, лишний раз подтверждает, что мы приняли верное решение, когда отказались принимать работы", – прокомментировал 47news председатель областного КДХ Михаил Козьминых.
Позицию дорожного комитета подкрепляют документы. В техзадании к выигранным компаниями конкурсам указано, что гарантийный срок обслуживания разметки, нанесенной пластиком, составляет два года, а нанесенной краской – один год. Сама законность таких требований у специалистов вызывает сомнения. Согласно регулирующему технические требования к разметке ГОСТу Р 51256-2011, ее долговечность должна составлять не менее трех месяцев для краски и не менее года для термопластика. Условия эксплуатации разметки ГОСТ не учитывает.
По мнению экспертов, опирающихся на методические руководства ведущего исследовательского института отрасли "СоюзДорНИИ" и различные ведомственные нормы, тяжелые условия эксплуатации разметки в зимний период вынуждают не повышать, а наоборот – снижать срок ее гарантийного обслуживания. Использование-же краски, при усредненных расчетах воздействия на региональные дороги, вообще нецелесообразно. Краску при таких нагрузках следует заменить на один из видов пластика.
Говоря проще, специалисты полагают, что в конкурсную документацию КДХ в прошлом году изначально были включены необоснованные гарантийные сроки. Генеральный директор ООО "РемСЭД" Наталия Огурцова с этим заключением согласна. Она сообщила журналисту, что подписывая контракт с КДХ на таких условиях, шла на осознанный риск.
"Мы много лет сотрудничали с комитетом и не ожидали такого развития событий. Если бы работы были приняты, мы бы сначала осуществили гарантийное подкрашивание осенью, потом весной и разметка была бы цела. А так у нас с августа нет ни денег, ни возможности работать. Разумеется, за это время без обслуживания краска исчезла полностью, и теперь по гарантии придется выполнить работу заново", – прокомментировала Огурцова.
Впрочем, руководитель "РемСЭДа" надеется, что пока продолжаются суды, годовой гарантийный срок на краску уже окончится. Отметим, что по обоим искам к КДХ суд первой инстанции встал на сторону компании.
Дозвониться до гендиректора "Автолайна" Владимира Калачева 47news не удалось.
"Такое ощущение, что в КДХ хотели сберечь бюджет и перестарались, задав совершенно нереальные требования к гарантийному качеству", – прокомментировал 47news один из экспертов.
Объяснять нестандартные требования в прошлогодней конкурсной документации в дорожном ведомстве не стали. Впрочем, заместитель председателя комитета Алексей Волков, ответственный за спорную документацию, 21 апреля был уволен. По общепринятой версии, его увольнение связано с аварией, произошедшей на железнодорожном переезде в Глебычево. Согласно другому предположению, Волков покинул кресло зампреда из-за нарушений, якобы найденных ФСБ РФ в ходе проверки трассы "Молодежное – Верхнее Черкасово". Ответственным за принятие ремонта этой дороги был он.
Пока ясно, что появление на сайте госзакупок 40-миллионного конкурса на обустройство дорожной разметки можно ожидать к 5 июня. Судебные иски по прошлогодней разметке также должны завершиться до конца первого летнего месяца. Таким образом, с наступлением темных июльских ночей у автомобилистов теоретически есть шанс увидеть и новую разметку с хорошим светоотражением.
Гарантийный риск пропавшей разметки
ПО ТЕМЕ