Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Строительство Глобальные стройки «Новокрестовская» обойдется дороже стадиона

«Новокрестовская» обойдется дороже стадиона

2 581

Итоговая стоимость станций «Новокрестовская» и «Беговая» составит 40 млрд рублей. Как стало известно «Фонтанке», именно такую сумму комитет по развитию транспортной инфраструктуры отправил на согласование в Главгосэкспертизу в Москву. Еще в 2012 году чиновники говорили, что линия будет стоить 24 млрд. Впрочем, все эти траты могут оказаться бесполезными: если не дать «Метрострою» добро на работу без конкурса, то к чемпионату мира по футболу эта «золотая» ветка метро не появится.

Западная часть Крестовского острова – несчастливое место для Смольного. Стоимость объектов, которые строит здесь город, по какому-то магическому правилу вырастает по мере реализации. Так было с новым стадионом «Зенита», так получилось со станцией метро «Новокрестовская», которая должна доставить на него болельщиков.

Первоначальные расчеты городского правительства показали, что перегон от «Приморской» до «Беговой» с остановкой на Крестовском острове обойдется в 24 млрд рублей: такие суммы озвучивались на совещаниях в конце 2012 года. В 2013 году, подавая заявку на федеральное софинансирование, чиновники Петербурга указали уже большую цифру – 28 млрд рублей. Заявка была удовлетворена, и Белый дом взял на себя обязательство выделить Петербургу половину от требуемой суммы – 14 млрд рублей. Однако все решения принимались на основе промежуточных данных: сметы, утвержденной печатью Главогосэкспертизы, на тот момент не существовало.

К концу 2013 года смета выросла еще раз. В петербургском институте «Ленметрогипротранс», который готовил проект линии, пришли к выводу, что она обойдется в 32 млрд рублей. Одновременно в работе возникли дополнительные сложности: выяснилось, что согласовать смету можно только после того, как будет утвержден проект намывной территории, на которой и построят вестибюль «Новокрестовской».

В итоге строительство перегона от «Приморской» до «Беговой» разделили на несколько частей: в отдельный этап была выделена подготовка стартового котлована и вспомогательных шахт. Положительное заключение экспертизы на этот этап было получено осенью 2014 года, после чего прошел конкурс, победителем которого стал «Метрострой». Стоимость контракта составила 3 млрд рублей.

В начале 2015 года в Главгосэкспертизу ушла проектно-сметная документация на второй, основной, этап – тоннель между «Приморской» и «Беговой», включая вестибюли двух новых станций. По информации «Фонтанки», техническая часть проекта была согласована, сметная – возвращена в комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Несколько дней назад сметную часть отдали на повторную экспертизу. Сумма, указанная в ней, впечатляет – 37 млрд рублей. К ней нужно добавить еще 3 млрд, которые «Метрострой» почти потратил в рамках строительства стартового котлована. Итого – 40 млрд рублей. Или на 5 млрд рублей больше, нежели смета нового стадиона «Зенита».

Собеседники «Фонтанки» в Смольном разводят руками: стоимость линии увеличилась по объективным причинам. Первая – инфляция: сумма в 32 млрд появилась на основе расценок, действовавших на конец 2013 года. Вторая – введение новых требований к эскалаторам, которые устанавливаются на станциях: по новым нормам подэскалаторное пространство должно быть больше. Наконец, ключевая причина – пересмотр расценок на проходку тоннелей.

Перегон «Приморская» – «Беговая» будет строиться двухпутным горнопроходческим щитом, который сейчас заканчивает проходку Фрунзенского радиуса от «Южной» до «Проспекта Славы». Изначально «Ленметрогипротранс» использовал «применительную расценку», то есть брал стоимость строительства аналогичных объектов. Однако в Смольном решили, что у Петербурга должна быть своя, собственная расценка. Ее расчетом занималась московская компания «Метрогипротранс» в рамках контракта на подготовку рабочей документации для вышеупомянутого Фрунзенского радиуса. Как уже рассказывала «Фонтанка», подрядчик сорвал график выдачи чертежей, и контракт с ним был разорван летом 2014 года. Но он успел утвердить новые нормативы в Москве, в Центре ценообразования при Министерстве строительства.

Итог этой работы оказался ошеломительным: по словам источников в «Метрострое», расценки выросли… в три раза: с 570 тысяч за один погонный метр до 1,5 млн. Стоимость одного километра продолжения Невско-Василеостровской линии теперь составляет 1,5 млрд рублей, а всего шестикилометрового перегона – 9 млрд.

Таким образом, если изначально планировалось, что Петербург и федеральный центр пополам поделят траты на «Новокрестовскую» и «Беговую», то теперь основная нагрузка ляжет на городской бюджет. Доля Белого дома уже определена, исходя из той заявки, которую когда-то подавал Смольный, – 14 млрд рублей. Пересмотреть ее можно только путем длительных переговоров с Москвой, где явно удивятся тому, как растет смета объектов, строящихся в западной части Крестовского острова.

При этом в итоге вся эта эпопея может закончиться конфузом всероссийского масштаба. На прохождение экспертизы дается два месяца. Если петербургским чиновникам не удастся уговорить Главгосэкспертизу, чтобы пройти проверку в ускоренном порядке, то согласованная сметная часть прибудет в Смольный в августе. Далее как минимум два месяца уйдут на объявление конкурса и выбор подрядчика. Если, конечно, участники конкурса не начнут заваливать ФАС жалобами, как это произошло с тендером на строительство станции «Горный институт», итоги которого не могут подвести с середины апреля.

Между тем станция «Новокрестовская» должна быть готова к маю 2018 года. В неофициальных разговорах сотрудники «Метростроя» говорят: чтобы успеть к этому сроку, нужно уже сейчас приступать к следующему этапу строительства. Если он начнется осенью, то на матчи чемпионата мира болельщики пойдут пешком от станции «Крестовский остров».

По данным «Фонтанки», сейчас в Смольном обсуждают вариант, при котором «Метрострою» в очередной раз разрешат работать до проведения конкурса. Если это произойдет, то уже в июне, после окончания проходки Фрунзенского радиуса, «Метрострой» начнет переброску горнопроходческого щита в стартовый котлован на Туристской улице. На это уйдет несколько месяцев. Кроме того, компания сможет начать возведение котлована под будущую «Новокрестовскую»: по проекту, он должен быть готов к тому моменту, как к этому месту подойдет щит.

А иначе полуфинал чемпионата будет проходить под рев строительной площадки, на которой будут спешно достраивать «Новокрестовскую».

Андрей Захаров,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях