Из нефтепроводов Ленобласти прибалты ежедневно качают тонны дизельного топлива. Без миллионных вложений в "черный" бизнес не войти – нужны технология и кропотливая маскировка врезок. Управляют процессом воровства через Интернет. Дальше Ленобласть сама потребляет ворованное.
На территории учебной базы Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора Бонч-Бруевича в поселке Воейково Всеволожского района 14 мая за незаконную врезку в нефтепровод были с поличным задержаны двое из Латвии – 28-летний Владимирс Кузнецовс и 45-летний Игорс Плауновс. Они "врезались" в трубу нефтепровода "Второво – Приморск", принадлежащего ОАО "Транснефть – Балтика".
Сотрудники службы безопасности этой компании обнаружили шланг высокого давления, который на протяжении полутора километров тянется под землей от нефтепровода до заброшенного склада на территории учебной базы. Глубина залегания – 60 сантиметров. В подвале склада была установлена резиновая емкость военного образца объемом 50 тонн. К ней были подключены приборы учета топлива и прибор дистанционного управления процессом откачки. Установлено также, что нефтепродукты вывозили на грузовике, в кузове которого была оборудована емкость объемом 20 тонн. Машину всегда сопровождал легковой автомобиль.
В операции принимали участие сотрудники экономической полиции главка при содействии службы безопасности и охраны компании – владельца трубы. В результате, как и полагается, возбуждено уголовное дело по краже.
По Ленобласти проходят две основные системы магистральных нефтепроводов. Направления — экспортные, через порты Усть-Луга и Приморск. Кроме того, для внутреннего рынка "нитки" идут на НПЗ "Кириши", аэропорт Пулково и заправочные станции. Тотальное преимущество – у "Транснефти". Она эксплуатирует почти 5 тысяч километров нефтепроводов. Отметим, что, по некоторым оценкам, черный рынок реализации нефтепродуктов составляет около 10 – 15% рынка реализации дизельного топлива в городе и области, а количество нелегальных мест сбыта постоянно растет и сегодня превышает 25% объема рынка легальных операторов.
47news заглянул за ширму этого бизнеса и увидел недешевую технологию.
По оценкам специалистов, на организацию одной врезки может быть потрачено до 20 миллионов рублей. Самый бюджетный вариант – миллиона два. Подготовка включает оплату услуг сварщиков высокого уровня. Они приваривают к трубе так называемую "площадку-накладку". После установки этой конструкции с шаровым краном труба просверливается. Потери нефтепродукта на этом этапе минимальны, поскольку врезку мгновенно соединяют с дорогостоящими армированными шлангами. А всему этому предшествует самое затратное – кропотливая работа по прокладке траншеи. "Незаконная "нитка" порой достигает двух километров. У строителей арендуется дорогостоящая техника горизонтального бурения, иногда отвод идет под двумя-тремя дорогами", – рассказали 47news в службе безопасности нефтетранспортной компании.
В комплекс изъятия нефтепродуктов входят также мощный насос с электронным управлением и GSM-каналом для дистанционного управления и датчиками наполнения. "Электроника следит за работой насоса. Тот не должен качать слишком сильно, иначе наши системы измерения уровня давления засекут врезку", – продолжил экскурс эксперт. Конечная точка накопления обычно представляет собой дачный участок, на котором якобы идет строительство. В заброшенном или возводимом сарае обычно стоит резиновая емкость военного образца. А по наполнении, обычно ночью, нефтепродукты вывозят в закамуфлированных машинах, внутри которых емкости для перевозки. "Сложность по привлечению к ответственности в том, что там обычно сидит некий сторож, который говорит: "Мол, я просто ворота открываю". Поэтому и надо ловить с поличным", – заключил собеседник.
Прецеденты редки, но есть. В 2014 году Киришский районный суд Ленобласти признал вину двух граждан Латвии в хищении топлива из магистрального нефтепродуктопровода "Второво – Приморск". Их приговорили к реальным срокам лишения свободы. А 25 августа 2014 года во дворе частного дома на окраине поселка Ирса Киришского района был обнаружен автомобиль "Скания" с установленной в кузове металлической емкостью, заполненной топливом.
"В основном это тема граждан Прибалтики, – подтвердили в полиции и добавили: – Значительное количество латвийцев среди задержанных "врезчиков" объясняется просто. У них там тоже нефтепроводы к портам. Руку набили. Оборудование научились делать. А королевство у них тесное. Вот к нам и потянулись".
Есть и "ручной" вариант прокладывания врезки. Он кропотлив. Роется траншея глубиной около полутора метров. В нее укладывается пленка, на которой протягивается шланг. Затем траншея засыпается землей и искусно маскируется дерном и ветками. Пара километров такой траншеи по пересеченной местности дорогого стоит, рассказали наши собеседники. "Могут, кстати, минимизировать расходы и наливать сразу в грузовик, без организации стационарной точки", – рассказали в полиции.
В 2014 году в Ленинградской области ликвидировалось в среднем по 6 врезок в месяц. Самые активные периоды – весна и осень, когда на носу перспектива снега или зелени. За минувший год было ликвидировано 68 врезок. Наиболее активными традиционно стали Тосненский, Всеволожский и Киришский районы. Зачастую на нелегальных отводах случаются аварии и разливы. Как, например, в Тосненском районе в конце 2013-го и 2014-го.
Отметим, что под похищаемым нефтепродуктом подразумевается дизельное топливо, которое не требует переработки и сразу идет на реализацию. "Каналы сбыта известны. Это прежде всего дальнобойщики, мелкие автопредприятия и коттеджные поселки", – рассказали в правоохранительных органах.
Действительно, проезжая по трассам Ленобласти, трудно не заметить короткие рекламные листы, где указаны мобильные телефоны и словосочетание "дизельное топливо".
Есть и вариант легализации. Похищенное топливо свозится на перевалочные базы, где смешивается с некондиционным нефтепродуктом или просто с нефтесодержащими смесями. А затем на него оформляются официальные документы, и "легализованный" нефтепродукт поступает на рынок.
Способы борьбы с врезками отработаны. Их определяют методами внутритрубной диагностики через датчики давления, через наружное наблюдение и внешнее сканирование. "Эта борьба ежедневна, – поделились в "Транснефть-Балтика" и добавили: – Удивительно также бездействие владельцев территорий, по которым прокладываются километры криминальных отводов. Прямо-таки тотальная неосведомленность и воинских частей, и, как во вчерашнем случае, базы университета".
Ущерб от хищений нефтепродуктов из трубопроводов в 2014 году составил более 710 тонн дизельного топлива стоимостью более 17,5 миллиона рублей. "Это только часть похищенного топлива, так как универсального метода определения точного объема хищений не существует", – заявлял тогда в интервью профильному изданию "АИ-92" заместитель гендиректора ООО "Транснефть-Балтика" Сергей Созинов.
Напомним, что самой громкой операцией по нейтрализации группы врезчиков стали массированные обыски и задержания в октябре 2014 года. Тогда в результате совместных действий ФСБ и МВД в Тосненском районе Ленинградской области было задержано около десяти человек. В суд уголовное дело еще не поступило.
Нефтепроводы режут ежедневно
ПО ТЕМЕ