С 1 июня должен вступить в силу запрет на работу водителей, не имеющих удостоверения российского образца. Правила предполагают сдачу водителями, не являющимися гражданами страны, теоретического и практического экзамена в ГИБДД. До этого им нужно учиться три месяца в автошколах. Только вот по отечественной традиции сделать ничего не успели. Теперь либо петербуржцы останутся без маршруток, либо сроки переаттестации снова перенесут.
Всего в 78-м и 47-м регионах на пассажирских перевозках занято около 6 – 7 тысяч иностранных граждан. Поправки в закон «О безопасности дорожного движения» были подписаны президентом России еще в 2013 году. Именно они запрещали водителям с национальными правами работать по найму. До 2014 года получить права отечественного образца иностранцу было гораздо проще. Для этого требовалось только подтвержденное в ГИБДД знание теории. По русскому обычаю откладывали «на потом». В результате экзамен сдали лишь чуть больше половины желающих. В 2013-м, как сообщили «Водителю Петербурга» в «Третьем парке», водители испытывали серьезные проблемы из-за плохого знания русского языка. В такой ситуации понять терминологию, которую используют в экзаменационных билетах, было крайне сложно. Как результат: примерно половина сдававших даже не доходили до пятого из 20 вопросов. А уже через год, после более тщательной подготовки, в группах из 50 человек уже 46 человек сдавали с первого раза.
«Весной прошлого года наблюдался настоящий ажиотаж среди иностранцев по замене своих удостоверений на российские, – рассказывает заместитель начальника ГИБДД по Петербургу и Ленинградской области полковник полиции Александр Кузнецов. – Все наши экзаменационно-регистрационные подразделения работали в цейтноте. Более 4,5 тысячи людей сдали теорию. Руководители транспортных предприятий вздохнули с облегчением. Еще бы! Для ответственных лиц вводился штраф в 50 тысяч, да и сами водители попадали бы под статью, предусматривающую наказание, как за управление транспорта без прав. Однако они до сих пор так и не получили российского удостоверения».
Сроки переносились несколько раз. Когда документ должен был вступить в силу, законотворцы вдруг обнаружили свою ошибку по времени вступления в силу некоторых статей документа и исправили ее буквально за несколько дней. Таким образом, у наемных водителей из-за рубежа появилось еще около 7 месяцев (до мая 2014 года). Но и этого оказалось недостаточно. Тогда Госдума необычайно оперативно перенесла «день Х» еще на год — до 1 июня 2015-го. Правда, именно последние поправки ужесточили порядок получения водителями-иностранцами российского удостоверения — их обязали пройти весь процесс обучения в автошколе и сдать оба экзамена.
Но тут новая напасть. Автошколы проходили переаттестацию. Из-за этого водители так и не смогли получить профильное российское образование. Да и обучение стоимостью в 60 тысяч рублей на категорию «Д» не каждому по карману. Хотя за них могли бы заплатить и сами предприятия, заинтересованные в продолжении выгодного бизнеса.
«Если в 90-е в Петербурге было около ста маршрутов, то сегодня их уже более 300, – рассказывает пресс-секретарь «Третьего парка» Денис Данилов. – Город продолжает расти, отказаться от водителей из бывших республик СССР сразу невозможно. Если мы хотим привлечь к работе россиян, необходимо заниматься их подготовкой на соответствующую категорию в городе. Таких учебных комбинатов катастрофически не хватает. И этой проблемой не занимаются профильные комитеты администрации города».
В ООО «ПИТЕРАВТО» сейчас работают 6 тысяч водителей, третья часть – приезжие. Все они, за исключением нескольких, сдали в прошлом году теоретический экзамен в ГИБДД. «Только шесть иностранцев не сдали теорию, – уточняет пресс-секретарь компании Евгения Титова. – Приезжие работают исключительно в городе. На наших маршрутах в области – только местные. Надеемся, что поправки к закону будут приняты до 1 июня».
Все опрошенные «Водителем» перевозчики выражают уверенность в том, что в ближайшее время Госдума снова продлит сроки обмена водительских удостоверений иностранцам. «Такие поправки в законодательство действительно находятся сейчас на рассмотрении, – пояснил Александр Кузнецов. – Согласно им, работать в России на автомобильном транспорте иностранцам с зарубежными правами предполагается разрешить до 1 марта 2017 года. Но, повторяю, это только проект. И сейчас ничто не мешает гражданам других стран пройти обучение в школах, не дожидаясь очередных решений «сверху».
Свою новую инициативу законодатели объясняют риском остановки общественного транспорта, если лишить возможности работать водителей с иностранными правами. Только вот обеспечит ли очередной перенос сроков замены удостоверений нашу безопасность на дорогах?