Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Автопром ищет рельсы

Автопром ищет рельсы

583
Архив/Сергей Николаев

Петербургские автозаводы Hyundai и Nissan просят Минпромторг о субсидировании тарифов РЖД, рассматривая в качестве потенциального рынка сбыта ближайшие европейские страны – Финляндию, Латвию, Литву, Эстонию и Польшу. Эксперты утверждают, что в условиях снижения внутреннего спроса предприятия потенциально готовы отдавать «на сторону» более 5 тысяч автомобилей в год, однако сомневаются, что их продукция окажется конкурентоспособной на европейских рынках, даже с учетом поддержки государства.

О планах начать поставки продукции за рубеж петербургские заводы Hyundai и Nissan заявили еще в феврале, уточнив, что ожидают от государства поддержки в виде компенсации части затрат на таможенные пошлины или же помощи в организации логистики.

Как стало известно «Фонтанке», сейчас в Минпромторге обсуждается возможность предоставления им субсидий на тарифы РЖД. При этом может быть использована схема, аналогичная той, что сейчас применяется для доставки продукции дальневосточных автозаводов в Центральную Россию.

Если чиновники примут положительное решение, наиболее вероятными рынками сбыта станут европейские страны так называемого пространства «1520» (использующие железнодорожную колею 1520/1524 мм) - Финляндия, Латвия, Литва, Эстония и Польша, утверждает источник, близкий к одному из производителей.

Ранее об интересе к европейскому направлению заявлял руководитель Дмитрий Михайлов, генеральный директор «Ниссан Мануфэкчуринг Рус». В компании подтвердили, что и сейчас «изучают возможности экспорта в страны Восточной и Западной Европы моделей, производимых на заводе в Санкт-Петербурге». Впрочем, по данным петербургской Торгово-промышленной палаты, заявок от данного производителя на получение сертификации происхождения продукции, для поставок за рубеж пока не поступало.

В Hyundai планируемые направления экспорта прокомментировать отказались, уточнив, что компания заинтересована преимущественно в странах, где ее продукция пока не представлена. В частности, сегодня появилась информация, что предприятие ведет переговоры о поставках автомобилей российского производства в Египет. Однако, по мнению экспертов, в случае предоставления государственных субсидий, Hyundai может быть интересно и европейское направление. «Легче входить на те рынки, где есть развитая дилерская сеть бренда», – утверждает руководитель «Auto-Dealer СПб» Михаил Чаплыгин.

В Минпромторге к моменту публикации на запрос «Фонтанки» не ответили. Однако о возможности субсидирования тарифов РЖД знают в правительстве Петербурга. «Предполагается, что деньги будут выделять федеральные власти, наша задача – координировать», - рассказал «Фонтанке» источник в Смольном. Однако, в какой стадии находятся переговоры и о каком именно размере субсидий идет речь, собеседник издания не уточнил.

Искать новые рынки сбыта петербургских автопроизводителей заставляет снижение внутреннего спроса. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых и легких коммерческих авто в первом квартале в целом по России снизились на 36,3%, до 383,7 тыс. штук. По итогам всего года, по различным оценкам, спад может составить 40 – 50%.

При этом Hyundai незначительно скорректировал годовые планы, предполагая в 2015 году выпустить 228 тыс. машин по сравнению с 237 тыс. в 2014 году. В Nissan годовые планы не комментируют, отмечая, что постоянно корректируют объемы производства в зависимости от спроса. На этот год производитель запланировал начало сборки на петербургском предприятии модели Qashqai.

По словам Михаила Чаплыгина, под экспорт может быть задействовано от 10% до 20% производственных мощностей данных заводов. Таким образом, потенциальные объемы зарубежных поставок Hyundai могут составить от 23 – 46 тыс. машин, у Nissan – 5 – 10 тыс.

Впрочем, эксперт сомневается, что все эти объемы будут реализованы только на европейском рынке. «Хотя страны Европы и привлекательны для петербургских предприятий с точки зрения удобства логистики и развитости дилерской сети, открытым остается вопрос – будет ли их продукция конкурентоспособной», – отмечает Михаил Чаплыгин. На этот показатель влияют, в первую очередь, уровень локализации, а также транспортные издержки. Таким образом, конкретные планы будут напрямую зависеть от размера выделенных субсидий.

«Также важным фактором будет курс рубля. В случае его ослабления, продукция российских заводов будет более конкурентоспособной на иностранных рынках, в случае укрепления – наоборот», – добавляет генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

На данный момент у Минпромторга уже есть опыт субсидирования тарифов на внутренние железнодорожные перевозки автомобилей. В 2015 году в федеральном бюджете заложено 3,2 млрд рублей на компенсации затрат дальневосточных заводов (СП «Соллерса» с Mitsui и Mazda) на доставку их продукции в европейскую часть России. По расчетам Минпромторга, этой суммы хватит на перевозку 39 000 автомобилей – в среднем 82 000 рублей на машину. Для сравнения: в 2014 году по железной дороге перевезено около 50 000 автомобилей, произведенных дальневосточными заводами.

Галина Бояркова,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях