Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «Победобесный» маркетинг (фото)

«Победобесный» маркетинг (фото)

2 763
Михаил Огнев
Источник:

В супермаркетах и Интернете уже две недели вовсю монетизируют 9 Мая. От улиц до полок магазинов – все заполнилось рекламными плакатами с георгиевскими ленточками, отовсюду предлагают акции и скидки «к 70-летию Победы», продавщиц одевают в пилотки. В честь праздника на ваш автомобиль установят пушку от «Т-34», на попе вашей собачки вытатуируют георгиевскую ленточку, а детям покажут «Вечный огонь» в цирке. В социальных сетях этому давно придумали название – «победобесие». «Фонтанка» собрала самые вопиющие примеры явления и выяснила, нужно ли его пресечь на законодательном уровне.

Доморощенные маркетологи пытаются увеличить продажи ко Дню Победы уже не первый год. Традиционно праздники — это хороший повод что-нибудь продать. Новый год, 8 Марта, день святого Валентина, 23 Февраля. Теперь в этот ряд активно встраивают и 9 Мая. Накануне 70-летия Победы маркетинговый маховик раскручивается с размахом, который нарочно не придумаешь.

Началось, как и в минувшие годы, с водки. Компания Roust, владелец бренда «Русский стандарт», перевязала горлышки георгиевскими ленточками. Более сложный вариант без ленточки — стилизация под солдатскую флягу от производителя «Путинки», компании ВЕДК. Тюменская водочная компания «Бенат» тоже украсила свои бутылки «Русский стиль» георгиевскими лентами. Возмутились челябинские «молодогвардейцы» – они потребовали нарядную водку с магазинных полок убрать.

В марте в петербургских магазинах появились крабовые палочки «Доблестные» в упаковке, раскрашенной широкими черно-оранжевыми полосами. Возбудить патриотический аппетит попыталась компания «Альбатрос-Сифуд».

В конце апреля соцсети обошел скриншот с сайта, торгующего немецкими самогонными аппаратами «Бавария». Рекламное предложение украсили все той же георгиевской ленточкой и красным знаменем с надписью «Мы помним, за что сражались наши деды!». К 9 Мая недешевый аппарат предлагалось купить со скидкой 50 процентов.

Дальше — больше

Крупнейшая в Екатеринбурге сеть секс-шопов «Казанова 69» придумала провести на своих прилавках акцию «Всё – народу победителю!». Специальные скидки на лубриканты и фаллоимитаторы — для ветеранов. Ценники на товары, участвующие в акции, пометили орденом ВОВ II степени. Правда, едва наметился скандал, владельцы сети ценники заменили и извинились.

В конце апреля в подмосковном Королеве из продажи в авральном порядке изъяли партию мужских вьетнамок, сработанных из георгиевских лент. Перед этим «патриотическая» обувь пару недель пролежала на прилавках, а фотографии товара собирали гневные комментарии в соцсетях.

В Петербурге "Мебель-холл" на Ладожской выставил в продажу целый «георгиевский» диван — обивку украсили фотографии военных лет с яркими штрихами георгиевских ленточек.

По случаю праздника один из сетевых супермаркетов объявил юбилейную скидку в 70%. Правда, только на второй товар при покупке двух одинаковых. Крупный автоконцерн разместил на улицах рекламные биллборды со слоганом «Победа! Мы снизили цены».

Ракету «Союз» тоже украсили в честь 70-летия Победы плакатами с георгиевской ленточкой и орденом Славы. Космический грузовик «Прогресс» загрузили георгиевскими ленточками и копией знамени Победы, водруженного в 1945-м над Рейхстагом. Правда, когда с «Прогрессом» вышел конфуз, оказалось, что патриотическую символику якобы доставили космонавтам еще месяц назад – более удачным рейсом. Выходит, что «Прогресс» связали с георгиевскими ленточками не для дела, а ради пиара.

Магазин товаров для творчества предлагает набор «Георгиевская ленточка из бисера». Для работы нам понадобится: чешский бисер, оранжевый и черный, нитки "мононить", иглы бисерные, заготовка для броши (под никель).

Московский зоосалон «Балути» радостно объявил на весь Интернет через Инстаграм: «У нас дни креатива))))акция к 9 мая. Присоединяйтесь». В честь Дня Победы собакам, которые постригутся в салоне, бесплатно нанесут татуировку цвета георгиевской ленты. «Татушки в честь 9 мая в подарок». Фото выполненных «татушек» не забыли приложить. Но, как только поднялась информационная волна, сомнительное предложение из Инстаграма исчезло.

А вот производители «патриотических» наклеек на автомобили, похоже, решили приумножать свои ряды. Для желающих заработать свой первый миллион на скабрезной картинке с двумя туалетными человечками со свастикой и серпом-молотом вместо голов и лозунгом «Можем повторить», имеется предложение. Бизнес по производству этих наклеек продается на Avito всего за 300 рублей. «Предлагаю Вам высокодоходный готовый бизнес с минимальными вложениями — Наклейки на авто к 9 мая!» – заманивает продавец. «Суть бизнеса: производство и продажа наклеек, которые пользуются отличным спросом у автолюбителей и не только! Вам предлагается комплект для старта, который содержит всё необходимое для работы и с помощью которого любой человек в своём городе сможет быстро и без проблем запустить такой бизнес и начать получать чистую прибыль с первых дней!» Бизнес-комплект включает в себя «более 80 качественных макетов наклеек в векторе; рекламные баннеры, которые уже проверены в работе и очень хорошо привлекают внимание клиентов; бизнес-план». Продавать наклейки с человечками и лозунгами предлагается за 60 – 550 рублей при себестоимости от 10 до 60 рублей.

Георгиевской ленточкой украшают уличные туалеты.

А помощник депутата Московской городской думы Юрий Урсу в "Живом журнале" попросил максимального репоста – туалет кинотеатра «Соловей» на Красной Пресне оклеили плакатами времен войны. Посетители туалета безнаказанно расписывают своими каракулями изображения красноармейцев. Это оскорбило ветеранов, и Юрий Урсу считает, что за такой бедлам чиновники должны закрыть и туалет, и кинотеатр.

А в Волгограде с 1 по 11 мая цирк дает представление «Вечный огонь». 70-летию Великой Победы посвящается, дети до пяти лет бесплатно. Читаем афишу: «В программе будут задействованы самые последние новинки техники в области лазерного освещения, проекторы для транслирования документальных сьемок времен Великой Отечественной Войны, а также используются тематические декорации для полного погружения зрителя в происходящее. Жонглеры, акробаты, верховые, наездник и многое другое ожидает зрителя на манеже Волгоградского Цирка. Все это станет уникальным событием в культурной истории РФ». То есть циркачи не шутят, а предлагают свой «Вечный огонь» вполне серьезно и с открытым сердцем.

При желании и возможностях патриотический цирк можно сделать передвижным и персональным. Некий умелец предлагает «отпраздновать 70-летие Великого Дня Победы так как до этого не делал никто, а именно хочу предложить Вам установить пушку от танка на Ваш автомобиль!». «Пушка состоит из пластмассового каркаса весом не более 1.7 кг, каркас без углов (чтобы исключить даже мельчайшие вмятины или царапины Вашему автомобилю), – обещает автор предложения (орфография и пунктуация оригинала сохранены. – Прим. ред.). – Далее на каркас надевается чехол из полиэстера и стягивается у основания башни шнурком. К машине вся пушка крепиться ремнями на липучках (ремни нужно протянуть с двух сторон в заднюю часть салона автомобиля и затянуть, ремни мешать не будут, не беспокойтесь). Сборка крайне проста и не займет более 3-х минут. Процесс сборки представлен в видео, а также схема сборки будет вложена в посылку». Пушка к тому же разговаривает голосом Левитана. Можно заказать не пушку, а «знаменитый БМ-13, со своим звуковым сопровождением». Удовольствие не из дешевых – не менее 130 000 рублей.

В Петербурге можно купить патриотические футболки с ветераном, а также с Путиными и бурым мишкой (на Невском — около тысячи рублей, в Апрашке за углом более дешевые, но не менее символичные аналоги). Компания – продавец квадроциклов на сайте использует георгиевскую ленточку в рекламных целях: она объявила скидки ко Дню Победы, но при этом обещает перевести 1 тысячу рублей с каждого проданного агрегата в пользу ветеранов. Сайт «Все для отопления» тоже украшен ленточкой и орденом Победы — там дают 30%-ную скидку на монтаж радиаторов отопления и водонагревательного оборудования. Интернет предлагает праздничные трусы «Гитлер капут!», а супермаркеты – черно-оранжевые леденцы на палочке. Для потребителя любого пола и возраста найдется свой кусочек Великой Победы.

Апофеоз — официальное видео Управления ФСИН РФ по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Они в честь 9 Мая в петербургских колониях провели флешмоб: заключенные выстроились в слова «Спасибо за Победу!» и «70 лет». Люди, одетые в тюремные робы, маршируют, распевая «Катюшу», строятся и отпускают в небо черные и оранжевые воздушные шарики. Впрочем, тут все бесплатно, никаких затрат – разве что на шарики.

Делать деньги на патриотизме, конечно, умеют и американцы, и европейцы. Британцы, например, взялись монетизировать собственную новорожденную принцессу, едва было объявлено ее имя. Чай «Шарлотта», футболки, картинки с мультяшной свинкой, которая приветствует принцессу Шарлотту, наклейки на автомобилях. Королевская семья вроде бы не против. С другой стороны, у них речь об одном-единственном новорожденном, а у нас — 27 миллионов погибших.

«Когда в 1899 году отмечали сто лет со дня рождения Пушкина, не было такой фабрики, выпускающей конфеты или настольные игры, которая как-нибудь Пушкина бы не использовала, – говорит историк Лев Лурье. – Это свойство рекламного рынка. Если «Зенит» одержит победу в этом году, то его бренд будут использовать все, кому не лень. Это неизбежное погружение всего, что продается, в кич. Нормальным людям к этому надо относиться – как к дождю. Был и пройдет. Заниматься просвещением и перевоспитанием бессмысленно. Либеральная реакция в социальных сетях мне кажется какой-то излишней. Как начальство реагирует на танец-тверк у мемориала "Малая Земля", так либералы реагируют на эту георгиевскую ленточку. Это массовая культура. Это неизбежное зло. Но, с другой стороны, превращать победу в Микки Мауса или Чебурашку – стыдно. Потому что элемент пляски на костях здесь есть».

«Фонтанка» решила выяснить у законодателей, стоит ли прекратить «победобесие» юридически.

Сенатор от Архангельской области Константин Добрынин считает, что делать этого не следует, потому что судить за пошлость нельзя.

«В последнее время появилась тенденция – любые общественные отношения, которые по разным причинам выбиваются из вялотекущего ряда и являются странными или экстраординарными, регулировать правом, – говорит Константин Добрынин. – Не важно, уголовным или административным. Вот эта попытка — ошибочна. Не все должно регулироваться методом правового регулирования. Что касается назойливого и безвкусного употребления символов Победы и Великой Отечественной войны в коммерческих целях — ничего странного в этом нет. Так или иначе, эти даты облекаются в формулу бизнеса. Другое дело, что, к сожалению, это выглядит коряво и безвкусно. Решить эту проблему можно при помощи СМИ, реакции общества, блогеров. Массовое осуждение и обсуждение будет более эффективно».

Иной точки зрения придерживается петербургский депутат от «Справедливой России» Анатолий Кривенченко. «Коммерсанты, которые цинично используют Победу, совершают духовное преступление, за которое им в другой жизни воздастся, – говорит депутат. – У людей просто совести нет. Грань дозволенного лежит там, где из этого пытаются извлечь прибыль. Я думаю, что придется и это регулировать законодательно, и после праздников я начну работать над соответствующей федеральной законодательной инициативой. Нужно будет составить список символов Победы, которые запрещается использовать в коммерческих целях. Украшать георгиевской ленточкой коробку конфет для продажи будет нельзя, а вот если эта коробка предназначается для подарочного набора ветеранам — можно».

Венера Галеева,

«Фонтанка.ру»

1 из 9
Источник:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях