Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -5

0 м/c,

штиль.

763мм 91%
Подробнее
3 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Технологии Посткризисный тарифный передел

Посткризисный тарифный передел

707
Trend/ Сергей Коньков/ДП

В конце минувшего 2014-го и начале 2015-го все работающие в Санкт-Петербурге операторы мобильной связи пересмотрели свои тарифы, повысив цены на многие услуги. Однако благодаря оптимизации стоимость связи для среднестатистического частного пользователя не только не подорожала, а наоборот – подешевела. В корпоративном сегменте тарифы снизились на 16 процентов.

Такое поведение сотовых компаний в условиях кризиса и существенного роста расходов (в том числе на закупку импортного оборудования и погашение валютных кредитов) связано с высокой конкуренцией на рынке Северной столицы. Ее ужесточение стимулировало выравнивание тарифов между операторами.

Больше говоришь – меньше платишь

Как и в предыдущем обзоре, в зависимости от объема потребляемого трафика (минут связи в разных направлениях, отправленных SMS и скачанных мегабайтов), мы поделили абонентов на профили.

Исследования показали, что почти все участники рынка существенно (порой в полтора раза) повысили цены для малоговорящих частных клиентов. Например, 100 минут и 35 SMS у «Мегафона» теперь стоят минимум 233 рубля (в ноябре за них нужно было платить 178 рублей – рост 31 процент), у «Билайна» – 185 против 155. На 9 процентов подорожала связь для редко использующих мобильный телефон и у «Теле2» – теперь вышеуказанный пакет обойдется абоненту дискаунтера в 126 рублей.

Увеличились цены на услуги и для потребителей «среднего уровня» (проговаривающих в месяц 200 минут, скачивающих 100 МБ и отправляющих 50 SMS): примерно на треть их повысили «Билайн» и «Мегафон». Тогда как для абонентов «высокого уровня» (600 минут, 200 Мб и 60 SMS) цены снизили почти все участники рынка: «Мегафон» – на 35 процентов, «МТС» – на 31 процент. Благодаря такой оптимизации «Билайн» сейчас предлагает самые низкие цены для средне- и многоговорящих пользователей. Дискаунтер «Теле2» лидирует по дешевизне услуг для так называемых гостевых абонентов (звонящих преимущественно в страны СНГ).

Гигадвигатель прогресса

Вместе с тем основные усилия все операторы вкладывают не в продвижение традиционных голосовых услуг, а в развитие сетей передачи данных. В 2012 году «МегаФон», а в прошлом году «Билайн» и «МТС» запустили в Санкт-Петербурге сети 4G (LTE).

Альтернативный оператор «Теле2» в ноябре открыл сеть 3G, что позволило ему составить конкуренцию на рынке услуг мобильного Интернета и предложить самые низкие цены пользователям планшетов и USB-модемов. «Пакет Интернета» в 5 Гб можно купить за 250 рублей (у «Мегафона» аналогичная услуга стоит 299), а «чемодан» в 30 «гигов» – за 350 и 450 рублей соответственно (у ближайших конкурентов они стоят 495 и 499 рублей).

У операторов «большой тройки» тарифы в этом сегменте выросли в среднем на 5 процентов. Причем маркетологи этих компаний считают выбранные профили пользователей гаджетов (5, 10 и 25 Гб) заниженными – их тарифы заточены на скачивающих большие объемы данных (порой до 40 Гб в месяц). Исследования консалтинговой компании J’son&Partners Consulting подтверждают 60-процентный рост трафика, однако по итогам 2014 года средний активный абонент мобильной передачи данных потреблял всего 1,6 «гига» в месяц, пользователь планшета – 2,2, USB-модема – 5,4 Гб.

Ориентируясь на «многокачающих» пользователей и громко рекламируя гиперскорости в сетях 4G, все операторы отказались от полностью безлимитных тарифных планов. До последнего времени их предлагал «МТС», но теперь за ту же цену (700 рублей в месяц) у него можно купить лишь 30 Гб в дневное и неограниченный трафик в ночное время. Схожие опции есть у «Билайна» (695 рублей) и «Мегафона» (799 рублей).

Расчетливый бизнес

Совсем иную ценовую политику операторы вынуждены проводить в корпоративном сегменте. Ведь кризисные явления привели к снижению доходов компаний большинства отраслей, что вынудило их сокращать или как минимум оптимизировать расходы, в том числе на связь. С учетом возможности свободного переноса номеров (услуги MNP), для многих бизнес-абонентов цена стала одним из главных критериев выбора, а жесткая конкуренция не позволяет операторам диктовать свои условия.

Поэтому за последние пять месяцев тарифы для корпоративных клиентов существенно снизились, причем во всех «профилях». Так, пакет из 550 минут и 70 SMS у «Билайна» можно приобрести за 250 рублей, у «Мегафона» – за 290 рублей, хотя в ноябре он стоил почти в полтора и даже два раза (!) дороже. Существенно подешевели портфели для малоговорящих пользователей и у «МТС».

«Средний» профиль (720 минут, 100 SMS и 100 МБ) абоненту «Мегафона» обойдется в 550 рублей (снижение цены на 35 процентов). Почти в два раза подешевели услуги для многоговорящих абонентов «Билайна» – пакет из 1200 минут, 140 SMS и 200 МБ стоит у него всего 950 рублей в месяц.

В отличие от «большой тройки», корпоративные тарифы «Теле2» в среднем не изменились и оказались выше предлагаемых «Билайном», а иногда и «Мегафоном». Исключение составляют опять же услуги мобильного Интернета, хотя благодаря демпингу со стороны «большой тройки» разница между тарифами дискаунтера и «большой тройки» порой не превышает нескольких рублей.

Эксперты считают политику снижения цен оправданной: «В целях увеличения доходности операторы заинтересованы не столько в привлечении новых клиентов, сколько в удержании действующих и стимулировании их к активному потреблению услуг, – говорит Денис Кусков, генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily. – Для этого сотовики вынуждены снижать цены. Также продвигаются пакетные тарифы, включающие определенный объем минут, SMS, Мбайт интернет-трафика и так далее. Операторы понимают, что чаще всего абонент этот объем не выработает. Кроме того, в последние месяцы они ввели или повысили плату за дополнительные услуги, которые раньше были бесплатными (например сервис «Вам звонили» и тому подобное)».

Справка:

По данным Федеральной службы государственной статистики, средняя стоимость минуты мобильной связи в Санкт-Петербурге в декабре 2014 года составляла 1,38 рубля, в январе – уже 1,28 (снижение на 7,2 процента). В целом в России голосовая сотовая связь подешевела на 4,5 процента, в Москве – на 2,1 процента.

А «Теле2» считает себя лидером по средней стоимости минуты разговора (APPM – Average Price per Minute), которая в целом по России в 2014 году составила 90 копеек.

Павел Нетупский,

"Фонтанка.ру"

Тарифы сотовой связи в Санкт-Петербурге
для частных пользователей

Для голосовой связи и смартфонов

Низкий уровень потребления (Low Basket)

Всего минут голосовой связи: 100

В т.ч.

– местные вызовы абонентам других операторов 30

– внутрисетевые вызовы абонентам домашнего региона 50

– междугородные внутрисетевые вызовы 20

Всего SMS: 35

В т.ч.

– внутри сети домашнего региона 20

– абонентам других операторов домашнего региона 15

Тарифы:

– «Теле2» («Оранжевый») 126 рублей

– «Билайн» («Go!») 185 рублей

– «МТС» («Smart mini») 230 рублей

– «Мегафон» («Переходи на ноль») 233 рубля

Средний уровень потребления (Medium Basket)

Всего минут голосовой связи: 200

В т.ч.

– внутрисетевые вызовы абонентам домашнего региона 120

– междугородные вызовы абонентам других операторов 20

– междугородные внутрисетевые вызовы 20

– местные вызовы абонентам других операторов 40

Всего SMS: 50

В т.ч.

– внутри сети домашнего региона 25

– абонентам других операторов домашнего региона 25

Доступ к Интернету, Мбайт 100

Тарифы:

– «Билайн» («Все за 300») 425 рублей

– «Теле2» («Чеогый») 448 рублей

– «Мегафон» («Все включено XS») 497 рублей

– «МТС» («Smart») 500 рублей

Высокий уровень потребления (High Basket)

Всего минут голосовой связи: 600

В т.ч.

– местные вызовы абонентам других операторов 150

– внутрисетевые вызовы абонентам домашнего региона 300

– междугородные вызовы абонентам других операторов 50

– междугородные внутрисетевые вызовы 100

Всего SMS: 60

В т.ч.

– внутри сети домашнего региона 40

– абонентам других операторов домашнего региона 20

Доступ к Интернету, Мбайт 200

Тарифы:

– «Билайн» («Все за 300») 500 рублей

– «МТС» («Smart») 590 рублей

– «Мегафон» («Все включено S») 727 рублей

– «Теле2» («Очень черный») 818 рублей

Гостевой тариф

Всего минут голосовой связи: 80

В т.ч.

– местные вызовы абонентам других операторов 15

– внутрисетевые вызовы абонентам домашнего региона 40

– международные вызовы в страны СНГ (для примера – Узбекистан) 25

Всего SMS: 50

В т.ч.

– абонентам других операторов домашнего региона 15

– абонентам других операторов других регионов РФ 15

– абонентам операторов стран СНГ 20

Доступ к Интернету, Мбайт 50

Тарифы:

– «Теле2» («Зеленый») 381 рублей

– «Билайн» («Все за 200») 497 рублей

– «Мегафон» («Теплый прием») 527 рублей

– «МТС» («Гостевой») 610 рублей

Для планшетов и USB-модемов

Низкий уровень потребления (Low Basket)

Доступ к Интернету, Гбайт 5

Тарифы:

– «Теле2» («Пакет Интернета») 250 рублей

– «Мегафон» («Интернет S») 299 рублей

– «МТС» («Интернет-Mini») 300 рублей

– «Билайн» («Хайвей 8 Гб») 345 рублей

Средний уровень потребления (Medium Basket)

Доступ к Интернету, Гбайт 10

Тарифы:

– «Теле2» («Портфель Интернет») 350 рублей

– «Билайн» («Хайвей 20 Гб») 495 рублей

– «Мегафон» («Интернет M») 499 рублей

– «МТС» («Интернет-Maxi») 500 рублей

Высокий уровень потребления (High Basket)

Доступ к Интернету, Гбайт 25

Тарифы:

– «Теле2» («Чемодан Интернета») 450 рублей

– «Билайн» («Хайвей 30 Гб + ночной безлимит») 695 рублей

– «Мегафон» («Интернет M») 499 рублей

– «МТС» («Интернет-Maxi») 500 рублей

Корпоративные тарифы сотовой связи в Санкт-Петербурге

Для голосовой связи и смартфонов

Обслуживание городского номера:

– «Мегафон» 150 рублей

– «Билайн» 150 рублей

– «МТС» 150 рублей

– «Теле2» 90 рублей

Низкий уровень потребления (Low Basket)

Всего минут голосовой связи: 550

В т.ч.

– внутри корпоративной группы 150

– абонентам городских телефонов домашнего региона (префикс 812) 100

– внутрисетевые вызовы абонентам домашнего региона 100

– абонентам других мобильных операторов домашнего региона 150

– междугородные внутрисетевые вызовы 50

Всего SMS: 70

В т.ч.

– внутри группы 30

– внутри сети (в т.ч. других регионов) 20

– абонентам других операторов домашнего региона 20

Тарифы:

– «Билайн» («Все для бизнеса Бронза») 250 рублей

– «Теле2» («Гамма») 317 рублей

– «МТС» («Умный бизнес S») 325 рублей

– «Мегафон» («Корпоративный Безлимит S500») 450 рублей

Средний уровень потребления (Medium Basket)

Всего минут голосовой связи: 720

В т.ч.

– внутри корпоративной группы 200

– абонентам городских телефонов домашнего региона 150

– внутрисетевые вызовы абонентам домашнего региона 150

– абонентам других мобильных операторов домашнего региона 150

– междугородные внутрисетевые вызовы 50

– междугородные вызовы абонентам мобильных операторов 20

Всего SMS: 100

В т.ч.

– внутри группы 40

– внутри сети (в т.ч. других регионов) 30

– абонентам других операторов домашнего региона 30

Доступ к Интернету, Мбайт 100

Тарифы:

– «Мегафон» («Корпоративный Безлимит M500») 550 рублей

– «Билайн» («Все для бизнеса Серебро») 630 рублей

– «Теле2» («Бета») 675 рублей

– «МТС» («Умный бизнес M») 675 рублей

Высокий уровень потребления (High Basket)

Всего минут голосовой связи: 1200

В т.ч.

– внутри корпоративной группы 300

– абонентам городских телефонов домашнего региона (префикс 812) 250

– внутрисетевые вызовы абонентам домашнего региона 250

– абонентам других мобильных операторов домашнего региона 250

– междугородные внутрисетевые вызовы 100

– междугородные вызовы абонентам мобильных операторов 50

Всего SMS: 140

В т.ч.

– внутри группы 60

– внутри сети (в т.ч. других регионов) 40

– абонентам других операторов домашнего региона 40

Доступ к Интернету, Мбайт 200

Тарифы:

– «Билайн» («Все для бизнеса Золото») 950 рублей

– «Мегафон» («Корпоративный Безлимит M500») 990 рублей

– «МТС» («Бизнес Безлимит L») 1280 рублей

– «Теле2» («Альфа») 1420 рублей

Для планшетов и USB-модемов

Низкий уровень потребления (Low Basket)

Доступ к Интернету, Гбайт 5

Тарифы:

– «Мегафон» («Бизнес Интернет S») 249 рублей

– «Теле2» («Пакет Интернета») 250 рублей

– «Билайн» («Форсаж 5 Гб») 275 рублей

– «МТС» («Интернет-Mini») 300 рублей

Средний уровень потребления (Medium Basket)

Доступ к Интернету, Гбайт 10

Тарифы:

– «Теле2» («Пакет Интернета») 350 рублей

– «Билайн» («Форсаж 15 Гб») 395 рублей

– «Мегафон» («Бизнес Интернет M») 399 рублей

– «МТС» («Интернет-Maxi») 500 рублей

Высокий уровень потребления (High Basket)

Доступ к Интернету, Гбайт 25

Тарифы:

– «Теле2» («Чемодан Интернета») 450 рублей

– «Билайн» («Форсаж 30 Гб») 475 рублей

– «Мегафон» («Бизнес Интернет L») 549 рублей

– «МТС» («Интернет-VIP») 700 рублей

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях