По данным GoSwift (разработчик сервиса электронной очереди), за 4 месяца через МАПП "Ваалимаа" в Россию въехало более 20 800 грузовых автомобилей, в среднем – 175 грузовиков в день. Примечательно, что спад грузопотока в конце прошлого года (а в декабре через "Ваалимаа" проследовало чуть более 3 700 автомобилей) прекратился уже в январе. Так что сегодня в этом пропускном пункте отмечается устойчивый рост потока грузового транспорта: 5 800 грузовых автомобилей в феврале и уже 6100 фур в марте (соответственно).
Помимо МАПП "Ваалимаа", сервис предварительного бронирования работает еще в восьми автомобильных пунктах пропуска на границах Прибалтики – 5 в Литве и 3 в Эстонии. Наиболее загруженным из них считается МАПП "Мядининкай", где в месяц в сторону Беларуси в среднем проходит более 10 000 автомобилей.
Так что среди этих пунктов "Ваалимаа" по объемам грузопотока уже сегодня вышел на второе место. Подобная интенсивность отмечается еще на МАПП "Лаворишке", на переходе из Литвы в Беларусь.
Кстати, "Нарва", где в 2011 году был впервые задействован сервис GoSwift и которую многие приводят в пример, рассматривая ситуацию с очередями на границе, по грузопотоку довольно существенно уступает "Ваалимаа" уже сейчас – в феврале и в марте на пересечении границы были отмечены по всего 3 000 грузовиков. А ведь еще несколько лет назад ожидание в автомобильной очереди на эстонско-российской границе достигало порой 6 дней. Сегодня же прохождение границы занимает порядка двух часов.
Сервис электронной очереди для грузовиков будет находиться в стадии тестирования до апреля 2016 года, сообщает GoSwift.
То, что на границе «нет очередей», является основным поводом для критики со стороны АСМАП – Ассоциации автомобильных перевозчиков России. Как пояснил глава петербургского филиала АСМАП Константин Шаршаков, грузопоток «ушёл» на Прибалтику (Латвия и Эстония) и частично – на Усть-Лугу. А из-за санкций на российско-скандинавском направлении он сократился на 28% по отношению к прошлому году. «Тенденция спада потока из/через Финляндию сохранится даже при восстановлении товародвижения морем в сторону России на новый порт «Бронка», - считает эксперт.
Тем не менее представители транспортных компаний в частных беседах с «Фонтанкой.Fi» отмечали, что, несмотря на падение грузопотока, электронная очередь облегчила им работу, поскольку при предварительном графике прохождения границы финские таможенники быстрее оформляют экспортные грузы. И в целом процедура прохождения финской границы ускорилась.
Что же касается возврата к подобной системе для легкового транспорта, запущенной 19 января, однако проработавшей не многим более двух недель, то пока этого в планах финской стороны нет.
После короткого тестового периода, в начале февраля, было принято решение о том, чтобы отказаться от эксперимента в отношении пассажирского транспорта, поскольку пассажиропоток на "Ваалимаа" оказался значительно ниже, чем предполагалось в момент начала работы над внедрением услуги. Главная причина - с финской стороны нет очередей, и никаких очередей не ожидается в ближайшем будущем. "Наша цель состояла в том, чтобы обеспечить работу сервиса бронирования, который бы способствовал более быстрому и удобному пересечению границы. Несмотря на хорошее начало, вскоре сервис стал рассматриваться как бюрократическая препона, что вполне объяснимо, когда трафик ровный и нет никаких очередей, – заявил в этой связи руководитель проекта Юрки Ярвинен из Центра экономического развития, транспорта и окружающей среды Юго-Восточной Финляндии. - Сервис не будет забыт, однако мы вернемся к разговору о нем, если в будущем очереди на границе начнут возникать снова, а сама услуга бронирования будет реально экономить время и пользоваться спросом у водителей".