Кульминацией истории вице-губернатора Оганесяна в Петербурге стал волшебный вброс в заинтересованное властное, бизнес- и силовое сообщество города видеоролика со столичной сходки воров в законе. На пленке хотели разглядеть (и некоторые разглядели) Марата Мелсовича, после чего это стало реальностью. Еще пару недель назад «Фонтанка» делала раскадровку, изучила его поездки в Москву, поговорила с МУРом и лидерами преступного мира. Как известно, сказку можно разрушить только легендой. 28 апреля, благодаря этой продуманной комбинации, Оганесян сам превратился в миф.
Журналист «Фонтанки» сохранил всю смс-переписку по мобильным приложениям в своем телефоне, так что мы с уверенностью можем утверждать, что первые слухи о вице-губернаторе Оганесяне и ворах в законе появились не позднее 16 января этого года.
Введем в тему: 7 октября 2014 года (в день рождения Владимира Путина, хотя это случайность) в Москве в мясном ресторане «Бочка» прошла очередная встреча воров в законе и стремящихся получить этот статус. Ожидаемо, к их столу спокойно подошли оперативники и прервали диалог. Далее была процедура известная и скучная: каждого засняли на видеокамеру, они себя назвали и отказались вступать в дебаты с силовиками. А через несколько часов были отпущены. Пресс-служба Петровки, 38, разослала комментарии. СМИ разнесли очередную криминальную новеллу, а 8 октября телеканалы «Вести-Москва» и «Рен-ТВ» показали сюжеты с лицами тех, кто присутствовал за обедом.
С конца января по начало апреля среди узкого круга чиновников и непростых силовиков Петербурга разрасталась весть. Краткое ее содержание: в «Бочке» якобы задержали Оганесяна, но он якобы откупился, все видеоматериалы стерты. Сплетни, как водится, обрастали подробностями: "не откупился, а откупился за шесть миллионов"; "откупился не сразу, так как при себе денег не было".
Все это ложилось на подготовленную почву.
Даром что характер и поступки вице-губернатора Оганесяна были край как не по душе большинству игроков строительной индустрии Петербурга, так уже как год по нашему городу гуляет байка – Оганесян поставлен на этот пост не без помощи вора в законе по прозвищу Осетрина, он же Асатрян. Фактология дошла до того, что многие убеждали себя и собеседников, что в прошлом Оганесян был соучредителем Асатряна в коммерческой структуре. Был.
Правда, молва всегда неконкретна. Мало кто удосужился глянуть в СПАРК, чтобы увидеть не того Асатряна. Так как авторитета именуют Эдуард Сергеевич Асатрян, а бизнес-партнер Оганесяна в московской компании «РМИНВЕСТ» – Размик Хачикович.
К марту этого года реальность достигала нужного эмоционального состояния, и, по данным «Фонтанки», начались доверительные подходы к самому Георгию Полтавченко. Говорят, подключали даже бывшего генерала милиции, ныне работающего в одной из коммерческих структур города. (Любопытно, что никто не подумал, отчего с губернатором не пошепчутся начальник УФСБ Ручьев и начальник ГУ МВД Умнов). Но инициаторы были в недоумении. Губернатор спокойно попросил доказательств.
На «Фонтанку» также выходили, и мы отвечали интересантам по-губернаторски. Если коротко, то так: "Дайте пленку, где Оганесян стоит перед камерой, произносит ФИО и год рождения". Наконец, 10 апреля «Фонтанке» кинули ссылку на видео.
У «Фонтанки» оказалась возможность поговорить не только с теми, кто задерживал жуликов, но и организаторами банкета.
Конечно, мы вначале проверили поездки Оганесяна в столицу. Все сошлось: 7 октября в 7:20 Оганесян убыл в Москву, прибыв туда в 11:40. В 19:35 он сел на обратный «Сапсан» и прибыл в Питер в 23:34. Но убеждение хлипкое – Оганесян, как и большинство руководителей, постоянно катается в столицу. В октябре прошлого года – четыре раза.
Далее, мы связались с теми, кто не дал ворам допить компот. В Главном управлении уголовного розыска МВД РФ «Фонтанке» ответили: «Вы-то куда? У нас по этому поводу из Управления «М» ФСБ запрос, от вашего питерского управления ФСБ запрос. Что у вас происходит?»
Не очень трудно пару раз пройтись по видео и увидеть, что из знаковых фигур там присутствовали Лазаревский, Ткач, Воскрес. По скайпам мы связались и с их представителями.
Ответ с высот воровского мира оказался еще более удачным: «Конечно, деловые встречаются и с чиновниками, и с депутатами. Но это же мирные вопросы один на один. А тут, как ты себе это представляешь? Тема-то была совершенно закрытая. Мы пару месяцев вытаскивали из Якутии смотрящего и «лупили» его на сходке. Даже если бы ты присел за стол, то мало что понял бы».
Тогда мы попросили серьезных собеседников посмотреть на видео и спросили, кто же это, настолько похожий на Оганесяна.
– Дима из Якутии. Он прилетел вместе с Рыжим на встречу, – ответили нам несколько человек из той компании.
«Фонтанка» попросила МУР подкинуть нам все фотографии с паспортов задержанных, и МУР со смехом нас удовлетворил. Так мы получили Диму, подозрительно похожего на Оганесяна. Он же Дмитрий Анатольевич Печерский из Якутска, недавно освободившийся после девяти лет колонии.
фото Печерского Димы
Заодно МУР подкинул щепотку здравого смысла: «В «Бочку» заходил ГУУР, МУР, несколько оперативников ФСБ и десяток из спецназа. Мы же в разных отношениях с разными подразделениями. Как технически бы прошла процедура подкупа?»
Так что 14 апреля «Фонтанка» объявила нашим возбужденным собеседникам: «Это не Оганесян».
«Жаль», – сказали они, и 16 апреля по мобильным приложениям серьезных петербуржцев понесся уже хорошо смонтированный ролик. Он начинался с заголовка: «Вице-губернатор Оганесян задержан на сходке воров в законе 7 октября 2014 года в ресторане «Бочка». Рядом со стоп-кадром для доходчивости были приклеены фотографии Оганесяна.
На пике рассылки вечером 16 апреля в отеле Four Seasons Оганесян получал премию на церемонии «Строитель года-2014».
Именно в тот вечер «Фонтанка» подошла к Марату Мелсовичу и предложила поучаствовать в комментариях, касающихся наветов на него же. Он ответил, что осведомлен о подковерной интриге, 7 октября был в Белом доме, но пока не принял решения – стоит ли ему становиться героем такой публикации, независимо от ее интонации.
Кстати, к 22 апреля тот ролик из YouTubе исчез.
Вчера, 27 апреля, решение он принял – или принял губернатор. Оганесян с самого начала ярко выделялся в строю прочих вице-губернаторов. Об этом также пишет «Фонтанка» здесь.
Спецоперация с видеороликом по большому счету не провалилась. Несмотря на нестыковки, она явилась той каплей, после которой, независимо от результатов проверки, система координат говорит: «Где Оганесян, там муть какая-то. Все».
Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"