Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть СК не дал Кадырову

СК не дал Кадырову

1 050
Источник:

В конфликт МВД и главы Чечни вмешался Следственный комитет. Личная подпись главного следователя России уничтожила инициативу Рамзана Кадырова посадить ставропольских оперативников. В постановлении об отмене уголовного дела читается адекватный отпор чиновнику, который дал добро на отстрел не чеченской полиции и посмел отдавать поручения людям Бастрыкина.

Вечером 24 апреля пресс-служба СКР сообщила об отмене постановления о возбуждении уголовного дела по факту превышения полномочий полицейскими Ставрополья при спецоперации в Чечне. Личная подпись главы комитета Бастрыкина дезавуировала инициативу главы ЧР Кадырова.

К конфронтации двух президентских персон (СКР напрямую подчинен Путину, глава субъекта Федерации – тоже) привел случай в Грозном 19 апреля. В результате спецоперации уголовного розыска Ставрополья и оперативной группировки МВД был застрелен местный житель Джамбулат Дадаев, находившийся в розыске за причинение тяжкого вреда здоровью. При задержании он, по данным МВД России, пытался скрыться и мог применить боевое оружие.

На следующий день, 20-го числа, глава Чечни поручил главному прокурору республики, Следственному комитету и ФСБ «наказать по закону людей, которые выполняли заказ богатых людей» (цитата по правительственному сайту. – Прим. ред.).

21-го Рамзан Кадыров дополнил указание местным силовикам:

«Если без вашего ведома на вашей территории появляется, не имеет значения – будь он москвич или ставропольчанин, открыть огонь на поражение».

Пока Владимир Колокольцев переваривал смертоносную информацию, СУ СК по Чечне возбудило уголовное дело по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий с применением оружия». Санкция – до 10 лет. Под обвинение попадали, разумеется, участники спецоперации.

Следователь должен был дать поручение чеченским полицейским, на которых возлагалось оперативное сопровождение дела, установить личности подозреваемых и их местонахождение и доставить к месту производства следствия. То есть, и это понимали все правоохранители, в перспективе страну ждал второй акт драмы с выездом чеченских оперов в Ставрополь, задержанием коллег и, возможно, перестрелкой.

За перебранкой Министерства внутренних дел и Кадырова осталась незамеченной пара моментов.

Во-первых, о возбуждении дела 24 апреля сообщило МВД Чечни, которое по правилам межведомственного взаимодействия не может комментировать деятельность Следкома и брать на себя функцию пресс-службы. Однако следственное управление (бастрыкинское) возглавляет Сергей Девятов, назначенный на эту должность в январе 2014 года, а региональное МВД (юридически подчиненное Колокольцеву) – Руслан Алханов, с 1999 года осуществлявший личную охрану Ахмада Кадырова и уже больше 10 лет занимающий пост главного милиционера/полицейского Чечни.

Во-вторых, глава субъекта Федерации, и Рамзан Кадыров в том числе, не имеет полномочий отдавать какие-либо поручения следователям. Формально они лица процессуально независимые.

Статья 6 ФЗ «О Следственном комитете РФ» наставляет:

«Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации... влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».

Но Чечня – регион своеобразный. И Сергей Девятов наверняка доложил Бастрыкину о нештатной ситуации. Решение созрело к вечеру 24 апреля:

«Постановление о возбуждении уголовного дела по факту превышения должностных полномочий сотрудниками полиции при проведении спецоперации в Чеченской республике решением председателя Следственного комитета РФ отменено».

Точка. Теперь на подпись Бастрыкина может покуситься только один человек – генеральный прокурор России Юрий Чайка. Отношения между ними непростые, но, судя по отсутствию комментариев в эфире, надзорное ведомство не спешит с вовлечением в конфликт.

На фоне лаконичной и категоричной реакции СКР невзрачно смотрится реакция Владимира Колокольцева, подчиненные которого были фактически обвинены Кадыровым в преступных действиях.

«Люди в форме… провели незаконную спецоперацию и незаконно убили человека… Таких людей надо задерживать, а если не получится, то открывать огонь на поражение», – вторил глава Чечни 22 апреля в присутствии начальника ГУ МВД по СКФО Ченчика.

При этом, как написал Кадыров в Instagram, Ченчик пообещал провести тщательное расследование и наказать виновных.

К вечеру 23 апреля МВД России выступило с официальным заявлением, в котором, как показалось, робко указывало на неправоту главы Чечни. Дескать, Дадаев находился в розыске, ставропольские полицейские проинформировали чеченское УУР о визите, и местные сыщики поучаствовали в спецоперации.

«В связи с вышеизложенным МВД России считает недопустимым для руководителя Чеченской республики заявление об «открытии огня на поражение» по сотрудникам из других регионов, без ведома местных правоохранительных органов проводящих спецоперации в республике», – сказано в заявлении.

Столь галантную подачу Кадыров отбил 24 апреля очередным обвинением – на этот раз во лжи. По его словам, УУР в операции не участвовало, никого не уведомляли, сообщение не соответствует действительности от начала и до конца, а руководством МВД «предпринята попытка оправдания незаконных действий вплоть до искажения фактов», и посему Владимиром Колокольцевым, полагает Кадыров, «будет назначено служебное расследование, установлены проявившие неискренность сотрудники и решен вопрос ответственности».

На пикирование деятельного и щедрого на угрозы главы субъекта и инертного министра внутренних дел Кремль, считай, не обращает внимания. Вечером 24 апреля замглавы администрации президента России и его пресс-секретарь Дмитрий Песков заметил, что МВД Чечни подчиняется МВД России, комментировать в этой ситуации нечего, и от оценок происходящего воздержался. Хотя акцентированная реакция высшей власти, пожалуй, уже требуется.

«Пока во всей этой склоке между МВД и главой Чечни наиболее достойно выглядит Александр Бастрыкин, который дал указание прекратить необоснованно возбужденное уголовное дело, тем самым ясно давая понять, что СК в скандале участвовать не намерен, – отметил в разговоре с «Фонтанкой» сенатор Константин Добрынин. – Руками его сотрудников не стоит пытаться решать возникшие проблемы. В то же время удивляет невнятная позиция прокуратуры, которая должна надзирать за соблюдением закона. Но пока, видимо, никак не соберется с мыслями, причем как в оценке высказываний Кадырова, так и в оценке возможных нарушений сотрудниками МВД в ходе спецоперации в Грозном».

Политолог Анатолий Несмиян, высказавший мнение в своем блоге, считает, что истерия вокруг Дадаева пройдет для Кадырова без последствий:

«Законодательство в Чечне давно уже мало соответствует общероссийскому в плане местных особенностей и пережитков. На это закрывают глаза, так как авторитет Кадырова как раз и основан на том, что в глазах чеченского общества он равен Путину… Скорее всего, Кадырова мягко поправят, причем, скорее, даже не публично».

Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях