Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество День Победы "Расскажи о солдате": Алексей Поташев (фото, аудио)

"Расскажи о солдате": Алексей Поташев (фото, аудио)

1 509
Источник:

Поташев Алексей Павлович родился 09.02.1925 в деревне Раскопель.

В паспорте – 25.02.1925. Со слов отца, паспорт выдан после войны. В те времена люди при получении документа, особенно выходцы из деревень,прибавляли или уменьшали возраст. Но к отцу это не относится, просто он действительно думал, что родился 25-го, и только в конце ХХ века в метрике увидел настоящую дату рождения. Была также допущена и ошибка в фамилии – вместо "о" написали "е".

Родители: Поташов Павел Петрович, 1885 г. р., рыбак, сапожник, крестьянин. Пел в церковном хоре, после войны вел службу в часовне. Мать, Поташова Ксения Ефимовна, 1888 г. р., дер. Подлипье (в роду есть греческая ветвь). В семье было четверо детей: 3 дочери – Фаина, Дуся, Екатерина – и сын Алексей.

В деревне до войны жило 500 человек (80 домов), была электростанция, 2 продмагазина, хорошая пекарня, 2-этажный рыбоперерабатывающий завод, начальная школа, промтоварный магазин, большой клуб, куда приезжали выступать артисты, была своя самодеятельность.

Рядом с деревней в лесу была пограничная застава, стояла смотровая вышка, берега охраняли 5 сторожевых катеров. Моряки жили в деревне в общежитии, рядом были футбольная и волейбольная площадки.

В деревне был организован колхоз им. Сталина, где колхозники трудились за трудодни. Рыбаки сдавали рыбу государству и получали деньги. Ловили лещей, снетков, щук, ряпушку, судаков. Алексей подростком пас колхозный скот, зарабатывал, изготавливая ящики для рыбы.

После окончания начальной школы Алексей вместе с другими ребятами учился в средней школе в Островцах, в 7 км от Раскопели. Там жил в общежитии, а на выходные и каникулы приходил в деревню.

После окончания 7-го класса в 15 лет поступил в ремесленное училище № 21 в Гдове, где обучался кузнечному делу и общеобразовательным дисциплинам. Ребята ходили строем с песнями в красивой форменной одежде на зависть другим мальчишкам. Алексей был запевалой.

В 8 утра 22 июня 1941 года ребята из училища приехали на поезде в Псков играть в футбол с местной командой, но матч не состоялся – объявили о начале войны. Ребята вернулись в Гдов.

18 рослых ребят, среди них был и Алексей, обучили военному делу, и они ходили на ночные дежурства, охотились на диверсантов. Еще до начала войны немцы засылали на нашу территорию диверсантов, и жители деревень вместе с военными прочесывали леса.

Когда немцы взяли Псков и подошли к станции Ямм, ребят из училища эвакуировали поездом в Свердловск. Поселили в общежитии ремесленного училища недалеко от Уралмаша. В школе Кагановского р-на были установлены станки, на которых они стали работать, выпуская мины для фронта. Алексей работал токарем и вскоре за хорошую работу был назначен бригадиром.

В октябре 42-го Алексей и еще двое ребят, Архипов Иван и Хвастунов Николай, стали проситься в действующую армию. Их не брали, но они были очень настойчивы и добились направления в свердловское пехотное училище. По приказу Сталина всем учащимся училища через 6 месяцев присваивали звание младшего лейтенанта.

Однако уже через 4 месяца, в начале 43-го г. ребят направили под Москву, где формировался 7-й механизированный корпус для отправки на фронт .

7-й механизированный корпус был сформирован в период с 1 августа по 30 сентября 1943 года. Формирование проводилось в Костеревских танковых лагерях вблизи города Солнечногорска под Москвой. Корпус имел в своем составе 238 танков и самоходно-артиллерийских установок. Алексею присвоили звание сержанта и взяли в разведроту в 63-ю бригаду. Архипов сражался с партизанами, Хвастунов – в действующей армии.

Алексея назначили командиром бронетранспортера (поставка из Америки). Под его началом было 6 человек: пулеметчики, автоматчики, которым было от 28 до 50 лет. Алексею на тот момент не было и 18 лет.

Первые серьезные бои были на Курской дуге (июль – август 43-го г). Сначала оборонялись, в августе после артподготовки пошли в наступление. Затем освобождали Украину: Донбасс, Полтаву, Харьков, Кривой Рог.

При взятии узловой станции Пятихатки Алексей в одиночку захватил немецкого офицера с ценными документами и сдал в штаб, за что получил свою первую медаль – "За отвагу" – от командира 63-й механизированной бригады полковника Жукова Андрея Васильевича.

Ожесточенные бои продолжались, Харьков то удавалось захватить, то вновь приходилось отступать. Форсировали Днепр, закрепились на правом берегу.

После захвата Украины дали подкрепление, с боями вошли в Молдавию, окружили большую группировку румынских и немецких войск (дивизию). Противник был окружен в лесу, но не хотел сдаваться, и тогда поступил приказ о его уничтожении. "Катюшами" был зажжен лес, и вся вражеская дивизия погибла.

После небольшой передышки с подкреплением двинулись на Румынию. Форсировали Бук, шли в направлении Плаешти (промышленный центр Румынии), откуда немецкие войска получали горючее. С боями заняли г. Дева, отрезав немцев от поставок продовольствия и горючего.

В 44-м г. взяли Бухарест и румынскую армию заставили освобождать свою страну от немцев вместе с русскими войсками.

Подошли к границе Болгарии, а часовой заградил путь. Наши ребята объяснили, что пришли освобождать, а не захватывать Болгарию. С боями шли по Болгарии, и наши войска везде встречали как братьев. Затем помогали югославским партизанам освобождать Югославию.

После освобождения части Югославии по приказу главнокомандующего 63-ю мехбригаду опять бросили в Румынию, а затем в Венгрию с подкреплением.

В одном из боев после артподготовки мехкорпус пошел на прорыв, группа разведчиков шла впереди. Прошли 20 км, налетела вражеская авиация. Машина Алексея попала под бомбежку и была подбита. 3 члена экипажа выпрыгнули из машины и были убиты, один из них – старший лейтенант – был с бригадным знаменем. Ребят надо было захоронить, вырыли неглубокую могилу и погибших похоронили. Алексея контузило, однако знамя он спас. На подбитой машине ребята стали отступать в лес, не зная точно, где передний край. 3 дня выходили из окружения, соединившись наконец с 7-м мехкорпусом 6-й танковой армии. Алексей по рации связался с комбригом полковником Жуковым и сказал, что знамя спас. Вскоре за это Алексей был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

После ремонта машины экипаж продолжал воевать в Венгрии, освобождал города Мишкольц, Сехешвар.

В Сехешваре во время разведки боем с целью взятия «языка» и выявления огневых точек противника две бронемашины попали в окружение. Против них было брошено 6 танков, 2 бронетранспортера, рота пехоты (до 140 человек) и авиация.

Команда Алексея отбивала пехоту, вторая машина из пулемета била по самолетам.

Командир расчета Петров противотанковой пушкой подбил вражеский бронетранспортер. Немцы в панике отступили. За этот бой Алексею был тут же, на передовой, был вручен орден Красной Звезды.

В 44-м году 7-й механизированный корпус под командованием Коткова готовился к наступлению на Будапешт. В феврале 44-го г. по озеру Балатон пошли в разведку. Была задача заминировать и взорвать железную дорогу, чтобы немцы не могли послать подкрепление к подступам Будапешта. В этой операции использовались штрафники-минеры. Для выяснения возможности проведения операции Алексей с группой 9 человек должен был взять "языка", однако ребята попали в засаду и отступили. Вторая попытка была успешной. Удалось взорвать железнодорожное полотно и взять двух немецких солдат, давших показания о количестве немецких войск.

Весной 45-го г. корпус подошел к границе Чехословакии. С боями освободили Брно, а 9 мая вошли в Прагу. После объявления победы еще 2 дня наши войска уничтожали не сдавшихся власовцев и немцев.

В Праге наши войска радостно приветствовали союзников – американцев. Затем части войск вывели из города и началась подготовка к походу в Маньчжурию.

В начале июня своим ходом дошли до Белоруссии, погрузили технику на платформы, сели в вагоны и двинули по всей стране на Дальний Восток. Ехали месяц, и везде их встречали со слезами: как же, победители! Война закончилась, а они снова на войну!

В то время в Маньчжурии была огромная квантунская (японская) армия – 1 млн. человек. Они были готовы в случае падения Сталинграда вместе с Турцией напасть на СССР.

Прибыв в Монголию, наши войска стали готовиться к наступлению и 9 августа перешли границу. С боями освободили Кайтун, Мугден, Харбин. Пленных японцев отправляли в штаб. На территории было много китайцев, русских, эмигрировавших в 1905 г.

В одном из боев попали в засаду. Машину подбило, ранило двоих бойцов. Взяли раненых и под прикрытием другой машины (командир Свириденко) отходили к своим войскам.

При освобождении Мугдена и Харбина ребята видели, как неплохо жили осевшие там русские – имели свои фабрики, заводы. Дальше были взяты Большой и Малый Хинган. Преодолев 1000-километровый путь по пустыне Гоби, через хребет Большого Хингана и затопленные рисовые поля Маньчжурии, разгромив отборные части японской квантунской армии, корпус закончил свой боевой путь 2 сентября у Порт-Артура – города русской славы. При взятии порт-Артура японская армия массово сдавалась в плен.

За бои с японцами Алексей Поташев получил 2-й орден Красной Звезды.

После войны в корпусе была самодеятельность, где Алексей пел и плясал. Александров тогда отбирал в свой ансамбль песни и пляски. Отобрал троих, в том числе и Алексея, но он отказался, сказав, что ничего не знает о родных, которые были в оккупации.

В январе 46-го г. Алексей был демобилизован по ранению и контузии, получив 3-ю группу инвалидности, и был послан в распоряжение военкомата. С отрезом хорошего сукна на костюм (его весь военный трофей) месяц добирался до Свердловска, затем до Ленинграда и до Гдова. В феврале 46-го г. прибыл в Раскопель. Родители и Фаина жили в землянке. Родители Алексея сразу не признали, а он сказал, что однополчанин их сына. Фаина все-таки узнала брата.

Источник:

А дальше были тяжелые будни: деревня вся была выжжена, много жителей убито. Заготавливали лес, возили на себе бревна для строительства дома. Летом Алексей стал строить дом, в следующее лето срубил и баню. Рыбачил. В конце 47-го г. был демобилизован полностью. Решил, что надо строить свою жизнь не в деревне. После того как он прошел почти всю Европу, ему хотелось осесть в городе. И начало было положено: в конце 47-го г. он уезжает из деревни и устраивается директором Дома культуры в поселке Ямм. Живет на частной квартире. Проработав 7 месяцев, возвращается к родителям и говорит, что хочет уехать в город. Приехал в Любань к приятелю, устроился директором чайной, через 4 месяца был направлен на курсы повышения квалификации директоров общепита в Ленинград. После курсов в техникуме ему предложили работу директором столовой пивзавода Вена (у сада им. Бабушкина). Работа ему не очень нравилась, и через полгода он устроился комендантом общежития завода "Большевик". Проработав 8 месяцев, стал победителем соревнования по городу за культуру общежития. Занимался спортом – волейболом. Однажды на площадке встретился с командой завода "Звезда". Ребята сказали: ты парень хороший, а занимаешься не мужским делом, приходи к нам на завод. Так Алексей пришел на завод им. Ворошилова ("Звезда") и стал токарем. Вскоре его выдвинули в бригадиры-наладчики, направили на курсы повышения квалификации мастеров без отрыва от производства на полгода, затем на 3-годичные курсы на базе техникума (специальность "обработка металлов").

Источник:

После получения диплома был направлен в техникум машиностроения (без отрыва) и назначен мастером. Показал себя очень хорошо и был назначен в 60-м г. старшим мастером. После объединения участков взял 3 участка, после чего Алексея стали называть «генеральным старшим мастером». По итогам 8-й пятилетки удостоен ордена Трудового Красного Знамени, считался лучшим старшим мастером Министерства тяжелого машиностроения. Ударник коммунистического труда. Ветеран труда союзного значения. Ветеран труда Невского района.

Закончил высшую партийную школу, был избран в цеховой партийный комитет, членом политбюро завода. Был на прекрасном счету у руководства, директор хотел присвоить ему звание Героя Соцтруда, но сверху пришла разнарядка, чтобы это звание присвоили рабочему, а не ИТР. Однако он не был обделен вниманием: всегда заводила, с юмором, привлекал к себе подчиненных, в том числе и «трудных».

За большую наставническую работу его не раз выделяло руководство, о нем писали газеты, показывало ТВ.

Был начальником ДНД (добровольной народной дружины).

В конце 80-х получил травму на заводе и с этого момента до пенсии, в основном занимался только партийной работой – в отделе капитального строительства был секретарем парторганизации. С 1987 г. находится на пенсии. Персональный пенсионер, инвалид ВОВ.

Награды: 2 ордена Красной Звезды, медаль "За отвагу", 2 ордена Отечественной войны, медаль "За победу над Японией"… Всего 28 орденов и медалей.

В мирное время часто приглашали на встречи со школьниками, молодежью, на которых рассказывал о войне.

9 февраля 2015 г. отцу исполнилось 90 лет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях