Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Спасут ли госсубсидии петербургский автопром

Спасут ли госсубсидии петербургский автопром

205

Март 2015 года стал временем потрясений для петербургского автопрома. Остановка основного производства GM, забастовка на заводе Ford и простой на Nissan привели к тому, что спад по итогам месяца только усилился – по предварительным оценкам, квартальное снижение объемов производства может составить 20 – 25%. В ближайшие месяцы, несмотря на усилия государства, этот тренд, скорее всего, сохранится. Реализации программ льготного кредитования и утилизации будут мешать накопившиеся запасы, а новая программа Минпромторга по субсидированию отрасли временно позволит сохранить рабочие места, но не поможет стимулировать спрос.

В феврале 2015 года с конвейеров петербургских предприятий сошло 25 000 новых машин – это на 26% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Данные за март участники рынка пока не раскрывают, однако, по предварительной оценке «Auto-Dealer-СПб», итоги этого месяца могут оказаться еще менее утешительными. Причина – остановки конвейеров и простои на ряде предприятий. General Motors, объявившая в середине марта о своем уходе с рынка, прекратила основное производство и сейчас осуществляет только крупноузловую сборку. Забастовка на заводе Ford и отправка в простой части сотрудников, по данным профсоюзов, привела к прекращению сборки Focus, выпуск Mondeo осуществляется в размере 10% от запланированного. Впрочем, в самой компании уверяют, что сокращение выпуска связано в первую очередь со снижением спроса.

В течение двух недель – с 16 по 31 марта – не работал также завод Nissan, хотя влияние простоя на объемы производства в компании не прокомментировали. С апреля предприятие возобновило деятельность в две смены пять дней в неделю.

Не избежали простоев также и производители грузовых автомобилей. Так, конвейер на заводе Scania останавливается несколько раз в месяц. Также на этой неделе появилась информация о том, что с конца марта остановлена крупноузловая сборка грузовиков MAN.

И даже предприятия, работавшие без перебоев, снизили объемы производства. Так, завод Hyundai по итогам первого квартала 2015 года произвел 51 300 автомобилей, что на 150 меньше, чем в прошлом году. «Сокращение выпуска связано с тем, что в первом квартале текущего года мы отказались от дополнительной работы в выходные дни», – пояснили в компании.

В Toyota квартальные данные по выпуску продукции не раскрывают. Предприятие работает в две смены пять дней в неделю.

Чтобы больше никто не ушел

Для поддержания падающей отрасли правительство запустило ряд программ. Так, с 1 апреля начала также действовать программа льготного автокредитования, согласно которой государство субсидирует две трети ключевой ставки Банка России при внесении предоплаты не менее 20% стоимости машины. На ее реализацию из федерального бюджета до конца года будет выделено 1,5 млрд рублей, что позволит реализовать до 200 тысяч автомобилей. Также в марте было решено продлить до конца 2015 года программу утилизации, предполагающую компенсацию части стоимости новой машины при сдаче старой. Во втором квартале на нее предполагается выделить 5 млрд рублей.

Еще 5 млрд рублей Минпромторг во втором квартале предлагает выделить из федерального бюджета на компенсацию автопроизводителям части их затрат, возникших вследствие ослабления рубля. Субсидия предоставляется в размере до 90% суммы затрат на производство, но не более установленного максимума для субсидии. К примеру, производитель легковых машин может получить до 400 млн рублей, если в 2014 году им было выпущено менее 40 тыс. машин; до 600 млн рублей – если выпущено от 40 тыс. до 110 тыс. штук, до 1 млрд рублей – в случае выпуска от 110 тыс. до 180 тыс. машин; до 2 млрд рублей – если выпуск превысил 180 тыс. автомобилей. Субсидии увеличиваются, если организации имеют научно-технический инженерный центр.

Однако данные меры вряд ли помогут остановить спад, считает руководитель «Auto Dealer Спб» Михаил Чаплыгин. «Льготные условия распространяются только на новые модели, тогда как у многих производителей накоплены запасы, которые надо как-то реализовать. Что касается субсидий, то производители готовы изготавливать новые машины, и без них — проблема в том, что по нынешним ценам их не готовы покупать», – говорит он. По мнению эксперта, чтобы стимулировать, было бы логичнее поддержать дилеров или направить дополнительные средства в программы льготного кредитования.

«Цель данной программы субсидий в том, чтобы производители сохраняли рабочие места и не уходили вовсе с рынка, подобно GM», – подчеркнул он. Опрошенные «Фонтанкой» петербургские автопредприятия сообщили, что работать по программе льготного кредитования уже начали, но вопрос о возможности участия в программе субсидий оставили без комментариев. При этом компании подчеркнули, что и сокращений персонала в ближайшее время не планируют. Впрочем, и временные простои оборачиваются для их сотрудников потерей дохода: в этом случае рабочие получают две трети от оклада.

В ожидании Mercedes

В среднесрочной перспективе положительное влияние на объемы автопроизводства может оказать обновление модельного ряда производителей, а также выход на рынок нового игрока.

Среди существующих игроков на новинки делает ставку Ford, который уже в апреле начнет производство нового Mondeo, а также Nissan, планирующий наладить выпуск Qashqai до конца года. Toyota до конца года запустит серийное производство модели RAV4. В 2016 году Hyundai обещает приступить к выпуску компактного кроссовера сегмента SUV-B.

Новым участником петербургского автокластера может стать концерн Daimler. Так, по данным Российского инвестиционного агентства «Инвестируйте в Россию», в ближайшее время компания может определиться с запуском в России завода легковых автомобилей Mercedes. Ранее в числе возможных площадок назывались Шушары под Санкт-Петербургом. Вероятность того, что завод будет построен именно там, в Смольном не прокомментировали, сославшись на соглашение о конфиденциальности. Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил сегодня, что не исключает возможности организации промсборки автомобилей Mercedes в России по квоте General Motors.

По мнению Михаила Чаплыгина, до завершения строительства собственного производства Daimler может осуществлять крупноузловую сборку на мощностях General Motors. «Во всяком случае, сам GM, выходя в Россию, также воспользовался таким временным решением, а уже потом построил свой завод», – пояснил он.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях