На пятидверную версию "Гранты" АвтоВАЗ возлагал большие надежды. Предполагалось, что лифтбек поможет заводу увеличить продажи всего семейства Granta и удержать лидерство в рейтинге самых популярных новых автомобилей в России. Не получилось: более дорогой «кореец» Hyundai Solaris в январе оттеснил «Гранту» на второе место, а в феврале буквально дышал ей в затылок. Обозреватель «Водителя Петербурга» проехал на вазовской пятидверке 160 км и понял, почему "Гранте" все труднее бороться с бюджетными иномарками.
Дизайн лифтбека тольяттинским стилистам явно удался. Пятидверная "Гранта" выглядит гармоничнее и выразительнее одноименного седана. Причем практически во всех ракурсах. Особенно это касается побывавшей у нас на тесте версии «Люкс», щеголяющей литыми колесными дисками. Более того, поставив машину на стоянку, ловишь себя на мысли, что хочется обернуться и бросить на нее взгляд еще раз. Немногие отечественные автомобили вызывают подобное желание.
Впрочем, как говорится, не дизайном единым. Если театр начинается с вешалки, то автомобиль начинается не с внешности, а с дверей. Даже от звука, с которым они открываются и закрываются, во многом зависит дальнейшее восприятие машины. Granta Liftback в этом смысле производит самое благоприятное впечатление.
«Тугие» ручки? Металлический лязг замков? Захлопывающиеся через раз дверцы? Забудьте! На пятидверной "Гранте" механизмы работают легко и четко. И без посторонних шумов. А на передних дверях стоят чешские ограничители с эффектом «доводчика»: плавно подводишь дверцу к проему – и последние сантиметров двадцать она «преодолевает» сама.
В интерьере тоже появились детали, работающие на имидж машины. Например, головки винтов, которыми крепятся пластиковые детали, стали черными и теперь не бросаются в глаза. Багажную полку поддерживают капроновые нити. Раньше же они были резиновыми и на морозе приходили в негодность очень быстро. На центральной консоли «Гранты» в комплектации «Люкс» (именно такая была у нас на тесте) главенствующее место занимает сенсорный дисплей мультимедийной системы. Иконки на нем интуитивно понятные и крупные, особенно же порадовало то, что сам экран в работе не «тормозит».
Столь трепетное внимание вазовцев к мелочам было бы вдвойне похвально, если бы в целом салон новой Granta Liftback был эргономичен и качественно отделан. Но увы: и с тем, и с другим у пятидверной "Гранты" проблемы.
Удобно устроиться за рулем получится только у человека ростом чуть выше среднего. Мне же при моих 193 см пришлось сидеть, как в старых добрых «Жигулях»: сильно согнутые в коленях ноги все время подпирали «баранку». И дело даже не в том, что сиденье не регулируется по высоте, а руль – по вылету: просто диапазоны доступных регулировок катастрофически малы.
Маловат запас пространства и на задних сиденьях. Позади высокорослых седоков более-менее комфортно устроятся лишь те, чей рост не превышает среднестатистических метра семидесяти. При этом по высоте места более чем достаточно.
Салон «Гранты лифтбек» отделан по-вазовски небрежно. Пластик «дубовый» и на вид, и на ощупь, «шайба» регулировки скорости вентилятора люфтит (на новом, заметим, автомобиле!), в недрах передней панели то и дело просыпаются «сверчки». И что самое обидное: могут ведь по-другому, если захотят. К отделке багажника и захочешь – не придерешься: никакого голого металла – все аккуратно прикрыто пластиком, полка жесткая и не «гремящая».
Радует и объем грузового отсека: минимум 480 литров. При необходимости его можно увеличить, сложив задние сиденья в пропорции 1/3-2/3. Правда, складываются они не быстро и не просто: сначала нужно откинуть вперед подушки и снять подголовники. И что особенно обидно – открыть багажник можно либо ключом, либо кнопкой из салона, а на крышке отдельной клавиши нет. Даже в бюджетном классе это выглядит, как экономия на спичках.
Зато на конструктивных доработках экономить не стали. Их по сравнению с «Грантой»-седаном набралось столько, что лифтбек впору называть отдельной моделью. Усилены кузов и днище, улучшена шумоизоляция, модернизированы тормозная система и ходовая часть. Причем, если на лифтбеках в комплектациях «Стандарт» и «Норма» подвеска практически такая же, как на седане, то на машины в исполнении «Люкс» ставят более жесткие пружины, утолщенные стабилизаторы поперечной устойчивости и газонаполненные амортизаторы.
Вазовские инженеры говорят, что плавность хода из-за этого немного пострадала, зато управляется лифтбек в версии «Люкс» лучше, чем седан. На деле же все оказалось не столь однозначно.
В целом Granta Liftback ведет себя на дороге вполне надежно и предсказуемо, а прямую держит так и вовсе отлично. Но руль все такой же неинформативный, как и прежде, а в повороты автомобиль входит с явной ленцой, словно делая водителю одолжение. Никакого удовольствия от вождения последний в итоге не получает.
Плавность же хода, как ни странно, особых нареканий не вызвала. Да, «люксовый» лифтбек жестче прежнего седана. Но до откровенного дискомфорта здесь далеко. Равно, как и до «пробоев» подвески. Чего машина не любит – так это пологих волн: на таком покрытии она начинает по-американски раскачиваться всем корпусом.
Зато тормоза с новым вакуумным усилителем хороши без всяких оговорок! Педаль информативна, усилие на ней нарастает по мере замедления плавно – никакого сравнения со старым седаном, где на педаль нужно было буквально «вставать», чтобы не затормозить о бампер впереди идущего автомобиля.
Хорош и вазовский мотор 1.6 л мощностью 106 л. с. Двигатель отлично тянет на низких оборотах, а после 3 000 об/мин словно обретает «второе дыхание», бодро раскручиваясь до «отсечки» и вселяя в водителя чувство уверенности при обгонах на трассе.
Слабое звено в силовом агрегате Granta лифтбек – механическая КПП. На тестовом автомобиле она отзывалась на каждый сброс газа назойливым воем, а вторая передача включалась с усилием и хрустом. Сколь ни бьются вазовцы над своими трансмиссиями – никак не могут победить «фамильные» болячки!
И болячки эти особенно бросаются в глаза, когда начинаешь изучать прайс-лист. Тестовая Lada Granta лифтбек в комплектации «Люкс» со 106-сильным мотором и механической КПП стоит 453 500 рублей. Новый Renault Logan в «базе», если кто не знает, стоит даже дешевле: 449 000 рублей.
Тут, конечно, нужно оговориться, что «Логан» за такие деньги будет практически «голым», а в «люксовой» "Гранте" – и две подушки безопасности, и электростеклоподъемники на всех дверях, и кондиционер, и подогрев передних сидений, и ABS, и «музыка» с сенсорным дисплеем и Bluetooth. Но факт остается фактом: самая дорогая «Гранта» в плане цены «въехала» на территорию иномарок. А добавив к ее цене всего 60 000 рублей, можно купить тот же Logan в средней комплектации Comfort. Что наш народ, судя по статистике продаж, все чаще и делает…
Краткие технические характеристики Lada Granta лифтбек
Габариты (Д х Ш х В), мм 4 246 х 1 700 х 1 500
Снаряженная масса, кг 1 160
Клиренс, мм 185
Объем багажника, л 480 – 760
Объем топливного бака, л 50
Двигатель бензиновый; 1.6 л, 106 л. с.
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая
Привод передний
Разгон 0-100 км/ч, с 11
Максимальная скорость, км/ч 177
Средний расход топлива, л/100 км 6,7