Экологические программы предприятий, и в докризисные времена находившиеся у многих компаний в зачаточном состоянии, могут в первую очередь попасть под сокращение издержек. Требования к экологической безопасности ужесточаются, но необходимость их соблюдения накладывает на бизнес дополнительные расходы. В то же время для некоторых предпринимателей экология – это возможность заработать. Эти вопросы обсудили участники "круглого стола" «Экология и бизнес», организованного «Фонтанкой» и газетой «Деловой Петербург».
Константин Новиков, исполнительный директор компании «БалтСпецСплав»:
– Существуют три основных вопроса экологии и бизнеса, которые необходимо затронуть. Первый – это вопрос утилизации, в частности проблема отходов, которая накладывает существенное ограничение на выпуск продукции.
Второй – это монополизация рынка через новое законодательное требование о лицензировании, в результате чего происходит выключение малого и среднего бизнеса из множества областей, таких как переработка драгметаллов, электронного оборудования, переработка пластика и бумаги.
Третий – это общее системное развитие экологической грамотности, которое бы сделало экологические программы не только нужными, но и выгодными. Я приведу конкретный пример: в свое время мы работали с ИКЕА, и она проводила у нас аудит, главное слово в котором было дано инженеру-экологу. Она специально приезжала из Киева, а для заключения контракта потребовалось полтора года. Однако появилось очень много полезных усовершенствований, вплоть до того, что мы поняли, что на отходах можно зарабатывать. И это благодаря тому, что требования были не со стороны контрольных функций снаружи, а были встроены в производственный процесс внутри.
Дмитрий Крутой, начальник отдела обеспечения экологической безопасности территорий Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности:
– Тема "круглого стола" актуальна, как никогда: кризис помогает найти новые возможности в экономии денежных средств и ресурсов, что, естественно, сказывается на охране окружающей среды, энергосбережении и выполнении требований изменяющегося законодательства. В Петербурге реализуется своя программа по благоустройству и охране окружающей среды, которая создает определенные возможности для бизнеса как в городе, так и на остальной территории России. Кроме того, набирают обороты программы по импортозамещению. Одновременно продолжается реализация крупных инвестиционных проектов, связанных с экологией, которые начинали прорабатываться еще в докризисное время.
И здесь я хочу обратить внимание потенциальных инвесторов, что у нас по-прежнему действует постановление правительства № 61 – «О порядке взаимодействия органов власти с инвесторами в части зачета затрат и подготовки территории для реализации мест проекта». Если готовится инвестиционный проект на относительно неблагоприятной территории (а вы знаете, что загрязнение почв и земельных участков Петербурга достаточно сильное, и это, в принципе, нормально для города-мегаполиса), то те затраты, которые понесет инвестор на подготовку территории, будут зачтены ему при реализации инвестиционного проекта путем снижения объема соответствующих обязательств инвестора перед городом. Расчет затрат производится на этапе подготовки соответствующего постановления правительства Санкт-Петербурга. Эта схема позволяет, с одной стороны, наводить порядок на загрязненных территориях Петербурга, и с другой стороны – это толчок для того, чтобы реализовать инвестиционные проекты в кризисных условиях.
Владимир Решетов, генеральный директор ООО «Техно Терра»:
– Экология – это балансирование на грани. С одной стороны, нам нужно развивать производство, потому что мы хотим жить в комфорте и в тепле, а с другой стороны – мы понимаем, что чем больше промышленности, тем больше воздействие на окружающую среду. Простой пример: на сегодняшний день реализуется первый в России экологический проект по утилизации биогаза на одном из полигонов Ленобласти. Так вот, даже он с первого раза экологическую экспертизу не прошел, то есть не все на первый взгляд обоснованные проекты соответствуют требованиям законодательства.
Основная проблема, из тех, что сегодня поднимаются, — это проблема отходов и основных производителей отходов, то есть строителей. И здесь следует помнить второй закон экологии: чтобы одно очистить, нужно другое испачкать. Если мы чистим город от отходов стройки, то куда они уйдут? Только в Ленобласть, причем там явно необходимо наводить порядок, который будет только тогда, когда исчезнут объявления вроде «справки с полигонов за сто рублей». Сейчас область развивает тот механизм, когда надо будет платить не за вывоз отходов, а за их размещение. Это очень дальновидная политика.
Что ещё могло бы помочь — это информирование. Знаете, сколько стоят нарушения? Есть методика Минприроды, по которой вывоз в ближайший лесок, например, одного "КамАЗа" отходов минимального класса опасности будет стоить нарушителю примерно 100 тыс. рублей. Надо чаще говорить об этом, чтобы компании понимали риски. Чем больше говорят о сбитых пешеходах на пешеходных переходах, чем ниже там скорость автомобилистов, которые притормозят на всякий случай. Хотя, конечно, нельзя забывать, что строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Мы много слышали о судебных делах за несанкционированное размещение отходов? Повторяя кого-то из древних: приезжая в страну, я не спрашиваю, хорошие законы или плохие, я спрашиваю, исполняются ли они.
Николай Кузин, руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в Северо-Западном, Центральном и Приволжском федеральных округах:
– Сегодня бизнес должен быть экологически ответственным – это требование времени. Мы со своей стороны можем сказать, что обеспечение охраны окружающей среды на АЗС сети «Газпромнефть» — одна из приоритетных задач. Это касается и строительства, и работы: на объектах контролируются качество воздуха, состояние почвы, уровень шума, станции оснащены автоматическими пожарными системами, очистными сооружениями, двухстенными герметичными резервуарами, не допускающими попадания нефтепродуктов в грунт. Также у нас применяется технология, при которой одновременно с подачей топлива откачиваются его пары, таким образом предотвращается их попадание в атмосферу и ликвидируется запах. Добавлю, что законодательство подобного не требует и стоит оборудование недешево, но на всех новых или реконструируемых АЗС мы все равно его устанавливаем, понимая важность экологической составляющей для города.
Кроме того, в начале 2013 года на станциях в шести районах Петербурга в рамках проекта «Сделаем мир чище» мы разместили специальные стационарные контейнеры — экобоксы, предназначенные для сбора распространенных отходов: ртутных градусников, энергосберегающих ламп и батареек. Одним из результатов нашей работы стала активная поддержка инициативы по раздельному сбору опасных отходов со стороны автомобилистов Северной столицы. Совсем недавно мы подвели итоги конкурса экологических проектов среди студентов и аспирантов, причем акцент был сделан на тех, которые могли бы иметь практическое применение. Также ведется масштабная деятельность по озеленению территорий, участию во всероссийских субботниках, городских экологических акциях с привлечением представителей органов власти и местных жителей.
Игорь Герус, заместитель генерального директора СПб ГУП «Экострой»:
– Я бы хотел поделиться своим опытом по работе с отходами. Наше предприятие выполняет практическую работу по сбору опасных отходов (из состава бытовых) от населения Петербурга путем функционирования пунктов сбора опасных отходов – экомобилей, экопостов, экотерминалов. Система сбора опасных отходов от населения разработана комитетом по природопользованию и развивается: увеличивается число стационарных пунктов (экопостов), экотерминалов, в первую очередь для сбора ртутных ламп, батареек и т.д. Наши мощности, например, по утилизации люминесцентных ламп позволяют обеспечить их утилизацию в масштабах города, области и, скорее всего, даже Северо-Западного региона.
Но что касается других производств – например переработки бытовой техники и электроники, – то тут уже часто проявляются свои нюансы. Просто повторить зарубежный опыт не получается, так как приходится отталкиваться от конечного продукта переработки и его реализации. Мы приспосабливаемся к внутренним условиям, чтобы с максимальной возможностью передать образовавшееся сырье для дальнейшей переработки и использования. Другая проблема – это несанкционированные свалки, которые по городу часто возникают из-за того, что образователи отходов обращаются не на специализированные предприятия, а к тем, кто предложит меньшую цену. Я говорю о конкурсах и аукционах, когда работа стоит, скажем, миллион рублей, а оценивается в 100 тысяч. В итоге организация, которая за это берется, может заработать, только все это выбросив.
Наталья Береснева, начальник отдела по государственному строительному надзору «Ростехнадзора»:
– Я могу охарактеризовать экологическую ситуацию на крупнейших стройках города, где есть проблемы с загрязнением почвы, воздуха (так как при строительных работах образуется пыль), с шумом, с вибрацией. Но основные проблемы связаны с отходами: загрязнение и захламление территории строительными отходами, грунтами, несвоевременный вывоз строительных и бытовых отходов, загрязнение строительных площадок различными нефтепродуктами. Особенно много отходов образуется при реконструкции объектов капитального строительства, когда проводится разборка зданий. Кроме того, рядом со стройками часто образуются стихийные свалки, отходы грунта загрязняют промышленными отходами, что исключает возможность их дальнейшего использования. Есть также проблемы с мойками колес автотранспорта, отсутствием системы водооборота на мойках колес, в результате чего загрязняются грунтовые или ливневые воды.
Семен Гордышевский, председатель правления Экологического союза:
– Такое впечатление, что мы смотрим только на верхушку айсберга: если послушать выступающих, то худо-бедно что-то убирается, деньги выделяются, тратятся и т.д. Но Петербург – рекордсмен среди крупных городов страны по загрязнению воздуха, ситуация у нас хуже, чем в Москве: почвы загрязнены, первое место по онкологии, высокая смертность и т.д. Это означает, что мы делаем сегодня крайне мало для того, чтобы действительно компенсировать нагрузку на окружающую среду.
Для бизнеса важны качество жизни и уровень рабочей силы, человеческого капитала. А у нас демографическая нагрузка на население, связанная с окружающей средой, очень высокая: больше людей болеет, больше людей умирает, и бизнес не в состоянии это компенсировать. Коллеги из комитета говорят, что деньги выделяются, но, во-первых, их недостаточно, а во-вторых, даже из них осваивается только часть. Выполняемая работа – это, наверное, 10% от того, что нам нужно делать. А почему так происходит? Потому что нет достоверной информации, мало кто представляет реальный масштаб проблемы. Необходимо мобилизовать и население, и бизнес, чтобы все общество участвовало в ее решении активнее. Тогда у нас и появится, как за рубежом, понятие экологически ответственного бизнеса.
"Фонтанка.ру"