Падение спроса вынудили американский концерн GM пересмотреть стратегию развития в России. Компания остановила производство в Шушарах и до конца года прекратит сборку на ГАЗе. Таким образом, GM полностью откажется от продаж Opel и большинства моделей Chevrolet, сделав ставку на премиальный сегмент. Решение нанесет серьезный урон дилерской сети, предупреждают эксперты. Если GM решит возобновить продажи, она уже не сможет вернуть прежнюю долю рынка.
Падение спроса и рост цен вынудили американский концерн GM пересмотреть свою стратегию развития в России. С 18 марта компания остановила производство на заводе в Шушарах и до конца года прекратит контрактную сборку автомобилей на ГАЗе. Таким образом, GM полностью откажется от продаж Opel и большинства моделей Chevrolet, сделав ставку на машины премиального сегмента. Решение нанесет серьезный урон дилерской сети, предупреждают эксперты. Если компания однажды решит возобновить производство и продажи, она уже не сможет вернуть себе прежнюю долю рынка.
18 марта американский автоконцерн General Motors заявил о намерении законсервировать завод под Петербургом, в Шушарах. «Это значит, что предприятие не будет работать, но будет поддерживаться в рабочем состоянии, чтобы, в случае надобности, снова начать функционировать», – прокомментировали в пресс-службе.
Уже сейчас не работает основное производство Chevrolet Cruze, Chevrolet Captiva, Opel Astra. Крупно-узловая сборка Chevrolet Trailblazer, Cadillac CTS, Cadillac ATS, Cadillac SRX и Cadillac Escalade прекратится к июню.
Закрытие завода оставит без работы почти 1000 человек. Как сообщили в компании, сотрудникам уже предложено написать заявление об увольнении «по соглашению сторон с выплатой семимесячного оклада». Сколько процентов рабочих продолжит работу до июня для осуществления крупно-узловой сборки, не сообщается.
Впрочем, как сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на финдиректора GM Чака Стивенса, компания может возобновить штатный режим работы в России, когда в стране наступит «стабильность».
Только бизнес, ничего личного
Остановка завода «Джи эм авто» – это часть программы реструктуризации бизнеса GM в России. Также компания заявила, что до конца года прекратит контрактную сборку автомобилей на ГАЗе. Совместное предприятие с АвтоВАЗом продолжит производить и продавать Chevrolet Niva текущего поколения. О перспективах запуска машин нового поколения не сообщается.
«Это решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой», – цитируются в пресс-релизе слова президента GM Дэна Амманна.
Однако более вероятной причиной являются плохие продажи. Как сообщала «Фонтанка», проблемы на заводе начались еще в прошлом году. За 2014 год компания продала в России 29,6 тысячи машин, что почти вдвое меньше автомобилей, чем в 2013 году. Предприятие пыталось поправить дела путем сокращения штата, переходом на односменный график и простоя.
Однако, по всей видимости, итоги начала года заставили руководство компании принять более кардинальное решение. По данным «Auto-Dealer-СПб», в январе-феврале продажи GM в Северной столице упали на 78% к аналогичному периоду прошлого года, у Opel — на 83%, у Cadilac – на 80%. При этом все три марки не вошли в десятку самых продаваемых, заняв, соответственно, 14-е, 23-е и 46-е места.
Из-за подорожания модельного ряда (по словам дилеров, с ноября оно составило 45 – 50%) падение продолжилось бы. Поддерживать низкие цены оказалось невозможно из-за недостаточного уровня локализации производства автомобилей.
В общей сложности затраты на реструктуризацию бизнеса GM в России составят около $ 600 млн преимущественно в первом квартале 2015 года. Средства пойдут на кампании по стимулированию продаж, трансформацию дилерской сети, отмену контрактов и на покрытие расходов, связанных с сокращением сотрудников.
Дилерская дилемма
Если решение о прекращении производства в этих условиях было довольно предсказуемым, то отказ от импорта большинства моделей стал полной неожиданностью для участников рынка. Как говорится в сообщении GM, Opel полностью уйдет из России к концу декабря 2015 года. Что касается Chevrolet, то концерн намерен сфокусироватьcя на продаже более трех моделей Corvette, Camaro и Tahoe. Также компания делает ставку на премиальный Cadillac.
Желание уйти в более высокий сегмент вполне объяснимо, говорит руководитель «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. В январе-феврале только дорогие марки не продемонстрировали падение. Исключение составил сам Cadillac, но в GM рассчитывают на то, что в будущем рост восстановится благодаря большому количеству премьер новых моделей. «Впрочем, почему GM при этом отказался от поставок самых объемообразующих моделей Chevrolet, не вполне понятно», – добавляет эксперт.
Как сообщается в официальном пресс-релизе GM, Chevrolet и Opel продолжат работать со своей дилерской сетью, чтобы обеспечить исполнение гарантийных обязательств, а также поставку запчастей и сервисное обслуживание.
Однако удастся ли это сделать – большой вопрос, говорит Михаил Чаплыгин. «Своим внезапным заявлением об уходе с рынка GM, по сути, оставила дилеров «у разбитого корыта». Владельцам салонов придется либо уйти рынка, либо срочно искать новую франшизу», – говорит он. Впрочем, по словам эксперта, быстро перепрофилироваться вряд ли удастся: рынок очень конкурентный, и все места уже заняты. Поэтому не исключено, что многие центры продаж и обслуживания попросту закроются. «Когда GM говорит, что консервирует завод в надежде когда-нибудь снова вернуться, то не совсем ясно, будет ли ей куда возвращаться. Дилерскую сеть она, скорее всего, потеряет», – заключает эксперт.
Сейчас у GM в России порядка 160 дилеров.