Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия Flightradar24 про историю с Finnair и Россию

Flightradar24 про историю с Finnair и Россию

80

- Расскажите для тех, кто не знаком с вашим сервисом, что такое Flightradar24?

- Flightradar24 - это сайт по отслеживанию трафика. Он широко используется в «экосистеме» воздушного трафика разными людьми: от таксистов и до пилотов. Он также по всему миру используется в личных целях пользователями, которые хотят присмотреть за самолетом, на котором летят их близкие.

- Как он работает?

- Наш основной ресурс – данные сигнала ADS-B-передатчика, установленного на воздушном судне. Мы его получаем и декодируем с помощью наших собственных приемников. Далее он идет на наш сервер, и мы отображаем все на онлайн-карте. Более подробно принцип работы описан на нашем сайте.

- Насколько точна эта система?

- Данные ADS-B-передатчиков очень точны. Воздушное судно имеет на борту GPS-приемник, который определяет его позицию. Именно эти данные передатчики посылают нам. Мы также делаем проверку данных перед тем, как отобразить их.

- О какой точности идет речь? 100 метров, 1 метр?

- Все зависит от GPS-приемника воздушного судна, но я бы сказал, что до 5-10 метров.

- А кто вообще поддерживает работу всей этой системы?

- Мы полагаемся на добровольцев и энтузиастов по всему миру. Сейчас мы стали хорошо известны за пределами мира авиалюбителей и начали получать поддержку от аэропортов и авиакомпаний. Но все-таки без добровольцев сервис не будет работать.

- Кто составляет «ядро» команды? Я слышал, что все вы родом из Швеции?

- В офисе в Стокгольме нас 17 человек, и только трое родились в Швеции. Также у нас есть два человека из России, несколько из Польши, Германии, Англии и Пакистана. Вскоре к нам должен добавиться еще один человек из Китая.

- Как вообще все вы собрались вместе? С чего все началось?

- На самом деле это довольно забавная история. Мы с коллегой Майклом Робертссоном решили сделать проект по сравнению цен на авиабилеты. Довольно сложно было привлечь внимание к нему, у нас не было стартового капитала. Чтобы привлечь людей, мы установили ADS-B-приемники на крыши наших домов и начали публиковать данные на сайт, где сравнивались цены на авиабилеты. Скоро мы привлекли внимание аудитории за пределами Швеции. После этого мы запустили Flightradar24.com и загрузили данные уже на этот новый сайт. И после этого он просто «взлетел». В итоге мы продали сайт по сравнению цен на авиабилеты, который к этому времени стал одним из самых популярных в Швеции, и сосредоточились на Flightradar24.com.
И мы начали искать талантливых людей, но только тех, которые увлекаются авиацией. Нам пришлось искать их по всему миру. К счастью, Стокгольм является популярным местом для проживания, что облегчает нашу задачу по привлечению сюда нужных нам специалистов. Нам требуется большое количество программистов, потому что мы находимся на нескольких платформах: веб, Android, iOS и других.

- Хорошо, посмотрим на это с точки зрения бизнеса. В самом начале инвестиций не было, но вкладывали ли вы деньги, когда сервис начал развиваться?

- Да, как только мы получили прибыль от рекламы и продажи приложений, то закупили приемники и разослали их по всему миру. Таким образом, мы разослали около 4 тысяч приемников на сумму примерно 1 миллион евро.

- 1 миллион евро?

- Да, Flightradar24 – популярный сайт, который ежедневно привлекает миллионы посетителей. При этом мы не сильно фокусируемся на прибыли. Нам необходимо получать столько, чтобы иметь возможность рассылать приемники по всему миру. Количество хороших мест для них, которые мы нашли, несколько ограничено. К тому же, там нам необходим человек, который захочет установить антенну на своей крыше и присоединить ее к Интернету. Чем больше хороших мест мы находим, тем больше приемников мы рассылаем, и тем больше прибыли нам необходимо.

- Какие страны были охвачены вашим сервисом сразу после Швеции?

- Страны вокруг Балтийского моря: Финляндия, Россия, Прибалтика. Далее - Польша и Германия. После этого остальные европейские страны. В США поначалу развивалось довольно медленно, но теперь там отличное покрытие. Неплохой охват в Азии, сейчас в Южной Америке выходим на такой же уровень. Сложно добиться нужного уровня в Африке, в основном трудность составляет малоразвитая инфраструктура на большей части континента. В Океании уже неплохое покрытие. Наша цель в долгосрочном периоде – сделать 100% покрытие всей планеты.

- Возникали ли трудности с юридической точки зрения?

- Такие данные не засекречены в большинстве стран. В передатчиках ADS-B буква «B» означает «broadcast», то есть, нет конкретного получателя сигнала. Во многих странах разрешается получать такой сигнал и ретранслировать его куда-нибудь еще.

- Но ведь вы также демонстрируете данные самолетов с первыми лицами государства, например Ил-96 президента России. У служб охраны разных стран не возникает к вам вопросов?

- Мы выполняем просьбы по блокировке отображения некоторых самолетов.

- Серьезно? Это возможно?

- Да, мы «стираем» некоторые частные самолеты с радара по запросу. Или, например, мы не делаем их «невидимыми», но убираем всю идентификационную информацию. Нет повода вторгаться в частную жизнь.

- Вы получали такие запросы от российского правительства?

- Нет. У пилотов есть возможность выключить ответчик ADS-B, если они хотят остаться незамеченными.

- Но в этом случае их не увидит и авиадиспетчер.

- Если они находятся в зоне наземного радара, то включение другого режима ответчика или его полное выключение не будет большой проблемой. В случае выключения ответчика авиадиспетчер будет видеть самолет на радаре, хоть и без идентификационной информации.

- Поговорим о нескольких историях, которые затрагивали Flightradar24. Например, когда компания Finnair заявила, что не летает над Украиной, а позже еще и обвинила FR24 в неточности.

- Да, это был интересный случай.

- В результате они оказались правы?

- Сначала они заявили, что мы ошиблись, но позже признали нашу правоту. Я не думаю, что они врали, возможно, это было какое-то недопонимание внутри Finnair.

- Были ли у вас подобные недопонимания с какими-либо еще авиакомпаниями?

- Кажется, нет. По крайней мере, не могу вспомнить что-то подобное прямо сейчас.

- Еще бывают ситуации с полетами самолетов ВВС РФ по нейтральному коридору между границами воздушного пространства стран ЕС. Власти в таких случаях любят заявлять о попытках нарушения своих границ российскими военными. Используют ли они данные вашего сервиса в качестве доказательства?

- Военные самолеты, как правило, летают с выключенными ADS-B-ответчиками по понятным причинам. Я бы сказал, что в подобных случаях власти используют данные из других источников. Не могу сказать точно, какие данные они используют, но догадываюсь, что большинство стран имеют радары, с помощью которых они контролируют свое воздушное пространство.

- Разумеется, есть данные радаров, но, возможно, информация из открытых источников может стать более объективным доказательством. Как с крушением рейса MH17 на Украине.

- Да, мы отслеживали MH17 до момента, пока его ответчик не разрушился. При этом мы не увидели никакого военного самолета в зоне авиакатастрофы. Поэтому, да, наш сервис может стать предметом публичного интереса.

- Вы говорите об отображении всех воздушных судов с ответчиками ADS-B, но при этом на сайте не видно вертолетов и самолетов, так называемой «малой авиации». Почему?

- Отображение вертолетов для нас проблема. Лишь некоторые из них укомплектованы ADS-B-ответчиками. Такие устройства имеют весьма высокую частоту и должны находиться на прямой линии с приемником сигнала. Но вертолеты, как правило, летают на малых высотах. Другие используют ответчики иного типа – AIS, как и на морских судах. У нас пока нет приемников сигнала от AIS. Что касается «малой авиации», то они обычно не используют ответчики.

- Это довольно странно. Насколько я знаю, в России даже небольшие самолеты летают с включенными ответчиками.

- Скажем так: если на воздушном судне включен ответчик, и мы способны поймать его сигнал, то он будет отображаться на нашем сайте. У нас нет дискриминации по размеру воздушного судна.

- Хорошо. Часто спрашивают о двух цветах самолетов на сайте: оранжевом и желтом. Насколько я помню, данные об оранжевых самолетах вы получаете от Федерального управления гражданской авиации США (FAA).

- Все верно. Мы получаем данные от этой структуры. Так как задержка в поступлении информации составляет около 5 минут, мы окрашиваем эти самолеты в другой цвет.

- У вас есть какое-то специальное соглашение с этой госструктурой или это открытые данные?

- У нас есть соглашение. В FAA существует процедура, которой они следуют, когда к ним поступает запрос на получение данных. Я бы назвал это «полуоткрытыми данными».

- Были ли у вас попытки наладить взаимодействие с правительствами других стран?

- Да, у нас проводится обсуждение в настоящий момент, но пока это все далеко до завершения.

- С Россией тоже?

- Нет, у нас пока не было диалога с Россией, но я очень заинтересован в том, чтобы его начать. Разумеется, мне интересно было бы организовать взаимодействие с любой из стран, но у России огромная территория, где проживает мало людей, которые могли бы установить у себя наши приемники.

- Еще я слышал, что FR24 используют в координационных центрах некоторых авиакомпаний. Одна из них - MaldivianAirways. Для чего им ваши данные?

- Я знаю, что многие авиакомпании используют наш сервис для планирования полетов. Я уверен, что у них также есть и другие ресурсы, но наш легок в управлении и весьма доступен. Например, среди таких авиакомпаний есть SAS.

- Как вообще можно попасть в число ваших добровольцев?

- Для этого нужно заполнить заявку на нашем сайте. Если окажется, что автор живет в нужном для нас месте, то мы ее одобрим.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях