Екатерине II не удалось состояться как матери. Ее сына, будущего императора Павла I, едва он родился, забрали к свекрови — тогдашней императрице Елизавете Петровне. Ребенком занималась бабушка и многочисленные няньки. Когда Екатерина сама обзавелась внуками Александром (будущим императором Александром I) и Константином, то решила восполнить пробел в своей жизни и занялась обоими мальчиками. Государыня лично составила многостраничный именной указ – «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина». Этот документ был настольной книгой многочисленных воспитателей юных князей. В «наставлении» Екатерина II расписала все мелочи — как одевать, кормить, забавлять и учить наследников престола с учетом новейших педагогических веяний и ее личных предпочтений. Вот несколько выдержек из этого указа:
Об одежде
* Чтобы платье их (великих князей. — Прим. ред.) было как возможно простее и легче.
О пище
* Пища и питие да будут простые, и просто заготовленные, без пряных зелий, или таких корений кои кровь горячат, и без многой соли.
* Буде кушать захотят между обеда и ужина, давать им кусок хлеба.
*Запрещается им давать вина, как разве по докторскому предписанию.
*Летом вместо завтрака и между обеда и ужина давать можно вишен, земляники, смородины, яблоков и груш спелых
О воздухе
* Чтоб в покоях их высочеств зимою по крайней мере дважды в день переменен был воздух открытием окон воздушных.
* Зимою же покои их высочеств не были теплее натоплены, как от 13 до 14 градусов по термометру Реомюра (примерно 16-18 градусов по Цельсию — ред.).
* Чтоб летом играли на свежем воздухе, на солнце, на ветру. На огар лица и рук от солнца не смотреть.
О постеле и сне
* Когда же их будить нужно, тогда оное чинят не вдруг, но с осторожностью, дабы не испугались, кликаяти по имени не громко.
О детских забавах и веселости нрава
* Веселость нрава их высочеств ни унимать, ни уменьшать не должно; напротиву того поощрять их нужно ко всякому движению и игре, летам и полу их сходственным; ибо движение дает телу и уму силы и здоровье. Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило им самим, или жизнь имеющему, вредное, и сохраняли бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся.
* Малых неисправностей при игре не унимать.
* Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.
* Не оставлять их высочеств никогда в праздности. Буде не играют и не учатся, тогда начать с ними какой ни есть разговор, сходственный их летам и понятию, чрез который получили бы умножение знания.
О послушании
* Поваживать воспитанников к непрекословному послушанию нам и императорской нашей власти. Да будет то, что бабушка приказала, непрекословно исполнено.
* Чего дети повелительным голосом требовать будут, того не давать.
О слезах
* От младенчества дети обыкновенно плачут от двух причин: 1-е) от упрямства, 2-е) от чувствительности и склонности к жалобе. Различить и те, и другие слезы можно по голосу, взгляду и по наружности детей; но те и другие слезы не должно дозволять, но надлежит запрещать всякие слезы.
* Поваживать детей боли сносить с терпением и без роптания.
Об упрямстве
* Кто не слушается, тот болен, следовательно, лишен выгод здорового. Его, содержат аки больного, и болезнь его не кончится инако, как с возвращением здравого рассудка, т. е. с послушанием и покорностью, и когда надежда видится, что умнее быть хочет
О походке и наружности
* Доброй походке и наружности ни чем лучше выучиться не можно, как танцованием.
О языках
* Языки и знания суть меньшая часть воспитания их высочеств.
* Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках, но чтоб притом не позабывали своего языка Русского и для того читать и говорить с детьми и по Русски, и стараться, чтоб говорили по Русски хорошо.
Как обходиться приставникам (наставникам. — Прим. ред.) с детьми
* Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда тоге достойны, при свидетелях
* Полезно будет детям вдруг не давать более одной вещи, и когда захотят иметь другую, тогда отбирать первую.
* Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть – принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою.