Рассчет был именно на это — поэтому кроме передатчика в Хельсинки были заказаны трансмиттеры в Порво, Котке, Лаппенранте и еще где-то — чтобы покрыть полностью трассу Е-18 от границы до Хельсинки.
Однако на практике оказалось, что туристы не были настолько большой аудиторией, чтобы заинтересовать финских рекламодателей. Мешали и чисто бюрократические препоны — например, финская фирма не могла рекламироваться на волнах радио "Спутник" потому что реклама на русском языке шла через ее российское подразделение, а российское подразделение не могло разместить у нас рекламу, так как оно могло работать только на территории России.
Таким образом, через пару лет сложилась парадоксальная ситуация — "Спутник" получал в России профессиональные призы, а внутри Финляндии существовал в значительной степени на деньги собственников, так как рекламы не хватало. Лично я в 2005 году уехал работать в Испанию, но еще целый год регулярно выходил в эфир со своими программами, посвещенными туризму и актуальной мировой обстановке. Затем собственники станции начали новую серию экспериментов.
К этому времени уже понимали, что реклама должна воздействовать на туристов когда они только планируют поездку. Именно поэтому был пстроен радиомост с Петербургом — и там и тут были свои Радио Спутники, которые менялись эфиром. Но и это не дало надлежащего экономического эффекта.
Как я понимаю, во второй половине нулевых появилась возможность ретрансляции популярных российских радиошоу. Новости по прежнему готовились свои, местные. Как и всегда — учитывалось мнение аудитории, которая отнюдь не была настроенной провластно.
Думается, что идея ввести в эфир англоязычное шоу — это как раз попытка привлечь англоговорящих экспатов, кторые в основном являются привлекательным сегментом для рекламодателей. Работать и на них с позиций Москвы — точнее российской власти — крайне странная затея. А вот сделать информационно-музыкальное, веселое шоу — это интересная идея. Новости на английском скорее всего было бы лучше ретранслировать с англоязычного YLE. Так что высказанная журналистами версия о переходе частного канала "Спутник" в разряд пропагандистского радио кажется коммерчески, да и пропагандистско бессмысленной — его просто перестанут слушать и всё. Любой профессионал это понимает. У двуязычного музыкально-развекательного канала есть шанс на самоокупаемость.
И еще — русскоязычная публика привыкла получать шоу нахаляву. Не задумываясь, сколько это стоит. Еще 15 лет назад была высказана мысль о том, что достаточно этим 50 тысячам слушателей скинуться по 10 марок (евро с третью) в месяц — и станция могла бы уже существовать. И в таком случае — более полно отражать вкусы своих слушателей. Это не так дорого — бокал пива в те годы в баре стоил 20 марок. Полбокала в месяц — такова цена получения независимого шоу. Мне кажется, что те кто хочет именно такой информации, должен участвовать в ее финансировании. Тот кто не участвует — всегда будет слушать то, что кажется интересным или (в худшем случае) рекламодателю, или (в лучшем) — музыкальному и программному редакторам.