Китайский производитель FAW спустя три месяца после ухода вернулся на российский рынок. В Петербурге открыты три салона, организованных выходцем из РРТ, где продаются 500 седанов и хетчбэков. Цены начинаются от 387 тыс. (V2) и продолжаются в диапазоне от 500 до 800 тыс. рублей (B50, B70, V5, Oley). По мнению специалистов, машины дешевле 500 тыс. рублей будут продаваться, дороже – нет. За 700 – 800 тыс. можно купить новенький третий Focus.
Китайский автопроизводитель FAW (First Automobile Works) спустя три месяца после ухода из России возвращается в нашу страну. Первым официальным дилером в России стала фирма ООО «Автоцентр» Сергея Пушкина, бывшего совладельца автохолдинга РРТ (до 2011 года).
«Автоцентр» закупил у FAW около 500 автомобилей и около двух недель назад начал продавать их в Петербурге в трех местах: Савушкина, 199, корп. 4, где еще недавно ныне признанное банкротом ООО «РРТ Северо-Запад» продавало Subaru (сейчас здание находится в собственности ООО «Центр», возглавляемого Владиславом Чернышевым, в прошлом – руководителем направления Subaru в РРТ), а также на Пулковском шоссе, 36 («Автоцентр» арендовал второй этаж у «Р-Моторс», дилера Opel, Cadillac и Chevrolet), и на поспекте Науки, 50, где в прошлом РРТ продавал Hyundai, а сейчас фирма «Бекар» организовала там центр «Мульти авто».
В салонах «Автоцентра» продаются седаны Besturn B50 (его стоимость начинается от 549 тыс. рублей), Besturn B70 (от 820 тыс.), V5 (от 485 тыс.), Oley (от 520 тыс.) и хетчбэк V2 (от 387 тыс.). В будущем появится кроссовер Besturn X80. Как сообщил «Фонтанке» владелец ООО «Автоцентр» Сергей Пушкин, с начала работы дилерских центров было продано пока лишь пять машин. Это, по его словам, связано с отсутствием рекламной компании. «Вскоре мы ее запустим, и продажи увеличатся», – считает он.
Объемы продаж не определены. По словам Пушкина, дилер ждет утверждения помесячного графика поставки автомобилей в Россию от дистрибьютора FAW – ООО «ФАВ-Восточная Европа», которое принадлежит чанчуньской «Экспортно-импортной компании при первой автозаводской группе Китая». Для стимулирования потребительского спроса «Автоцентр» предлагает покупать машины в кредит по ставке 10,9% годовых (при ключевой ставке Центробанка 15%), однако, согласно веяниям последних месяцев, льготная ставка является умозрительной, рассчитанной за счет скидки со стоимости машины и страховки, фактически же ставка в договоре будет выше.
По мнению Пушкина, сейчас удачный момент для возвращения марки на российский рынок, так как спрос смещается в ценовой диапазон между 400 тыс. и 700 тыс. рублей, где и представлен FAW. Конкурировать, по его словам, FAW будет с другими китайскими производителями (Chery, Lifan, Geely), а также с российской Lada Granta и моделями узбекского автопроизводителя Daewoo.
FAW ушла из России в ноябре 2014 года, после того как российский дистрибьютор машин, компания «Квингруп», отказалась от сотрудничества с китайскими предпринимателями. Этому предшествовало падение продаж FAW в России. По данным «Автодилер-СПб», в 2014 году в сравнении с 2013-м количество проданных машин FAW в России упало на 55%, с 4838 до 2164 штук, а в Петербурге – на 86%, с 202 до 29 машин.
Компания FAW приходила в Россию несколько раз, и в грузовой, и в легковой сектор, но ни в одном из них сильна не оказалась, считает автоэксперт Виталий Новиков. «Основной причиной всегда была цена. Резона покупать FAW вместо какой-либо другой машины не было. В этом смысле судьба FAW в России похожа на судьбу Alfa Romeo: приходят, хотят продавать, но не получается», – считает он.
Что касается бывшего дистрибьютора – «Квингруп», – это «серьезные, адекватные люди, которые понимают рынок, работу с дилером и прошли нелегкую школу с Daewoo, раскруткой которого они занимались», считает Новиков. Разногласия «Квингруп» и FAW, по его мнению, могли лежать в области менталитета.
«Китайцы весьма своеобразны с точки зрения ведения хозяйства. Они мыслят тысячелетиями, но здесь и сейчас действовать не умеют. Выходя на рынок, они считают, что их купят задорого, потому что они имеют вес у себя в народе. А дистрибьютор, например, говорит им: извините, вам стоит поменять подход к ценообразованию. «Фигня, у нас тысячелетняя история, отличный продукт». FAW действительно очень быстро вырос, когда у нас был Советский Союз, копируя наши грузовики «ЗиЛ» и «ЗиС». В Китае у них огромная линейка, и они считают, что очень велики. Наверное, в основе конфликта была разность подходов к работе в России», – предполагает он.
До сих пор единственная китайская автомобилестроительная фирма, получившая признание в России, была Great Wall. «Все остальные – это ужас и треш», – считает Новиков. Первыми в нашей стране, в 90-е годы, появились машины Xin Kai, Changan, Haima. «Рольф» создавал направление по дистрибьюции китайских машин, был дистрибьютором Geely, «Автомир» был дилером Lifan. «Но сейчас мы видим, что никто с китайцами не сработался. «Рольф» уже не дистриьбютор Geely, и Lifan самостоятельно продвигается в России. Китайские бренды приходят и уходят с завидной регулярностью. У них свое представление об объемах складов, об этике работы с дилером, о ценах», – говорит Новиков.
Отметим, что одна из главных претензий к китайским автомобилям в России – небезопасность. Автомобили FAW, продаваемые сейчас в салонах «Автоцентра», прошли краш-тесты по программе C-NCAP. Однако следует заметить, что эта китайская программа предусматривает изучение последствий лишь при ударе о препятствие со скоростью машины 56 км/ч, при перекрытии (препятствием) лобовой части машины на 100%. Такой вариант краш-теста имеет наиболее легкие последствия, чем при меньшем перекрытии. «То есть результаты этого краш-теста ничего не говорят о безопасности машины», – говорит Новиков.
Директор одного из автосалонов, попросивший не называть его имени, сообщил, что слабо верит в продажу машин FAW в России. «Если б они летели, они летели бы уже сейчас. А то две недели назад 500 машин взяли, а продали всего несколько. Единственное, чем FAW может завлечь клиентов, это ценой. Машины до 500 тыс. будут продаваться. А за 800 тыс. можно брать уже европейскую. Кроме того, к китайцам давно нет доверия. У машин свои болячки, их много. Слабое обслуживание техническое, не везде есть сервис. Плюс в последние год-два китайские машины настолько подорожали, что они вообще сейчас встали. Если раньше брали китайский джип Hover, так он и стоил 600 тыс. И приличного качества. И похож на Тойоту, которая стоит 1,5 млн. Помню, 7 лет назад Hover стоил вовсе 499 тыс., его и брали. Сейчас китайцев будут брать по 300 – 400 тыс., не более. Даже 500 тыс. многовато для такой машины и для наших кризисных времен», – считает он.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»