Учиться никогда не поздно. «Водитель Петербурга» продолжает тему реформ в автошкольном деле. В предыдущей публикации мы рассказали о том, что за последние полгода обучение подорожало в 2 раза, число учебных заведений сократилось больше чем в 2 раза, зато появился серый рынок школ, которые учат, несмотря на то что не могут обещать ученику экзамен в ГИБДД. Представители автошкольного бизнеса не вполне довольные произошедшими изменениями, точнее, тем, что реальных позитивных изменений, по их мнению, не произошло.
Теперь мы даем слово противоположной стороне – Госавтоинспекции, которая выполняет роль главного контролера реформ.
Как автошколы проходят согласование, есть ли очереди в ГАИ, что будет с дешевыми школами, могут ли автодромы стать «резиновыми», как это всё работает в Петербурге и области – рассказал старший государственный инспектор четвертого отдела УГИБДД по Петербургу и Ленинградской области майор полиции Алексей Мендунен. В беседе с ним наше издание представлял председатель региональной общественной организации «Санкт-Петербургский творческий союз «Авто – Пресса» Александр Бухтояров.
– Никакого лицензирования автошкол ГИБДД не проводит, как сообщают некоторые СМИ, – сразу внес ясность Алексей Мендунен. – Лицензии у автошкол были и остаются (их выдает комитет по образованию. – Прим. ред.). Мы лишь выдаем заключение о соответствии учебно-материальной базы образовательных учреждений установленным требованиям. И они реальны.
– Многие руководители автошкол сетуют, что образовательную деятельность при подготовке водителей будет вести сложнее. Высокие требования к экзаменуемым, необходимость наличия более современных классов, площадок, что, несомненно, приведет к повышению стоимости обучения. Скептики даже прогнозируют сокращение школ. Что вы думаете об этом?
– Проезжая по нашим улицам, что-то не замечаешь, что жизнь автошкол замерла. Реформа не подкосила автошкольный бизнес. Учебные машины ездят с такой же интенсивностью, как и год назад. Набор продолжается, даже если школа находится еще на стадии согласования своей деятельности с ГИБДД. Но сейчас с начала реформы прошло уже более пяти месяцев, и аргумент, что школа заканчивает программу обучения по старой методике и машина на улице законна, вряд ли действителен.
Десятки школ, если не больше, обучали непонятно где и как. Теперь мы можем реально повлиять на недобросовестных участников рынка обучения.
– ГИБДД наверняка известно, что «серые» автошколы продолжают работать без заключения Госавтоинспекции. Как и по каким схемам? Здесь могут разобраться только контролирующие и правоохранительные ведомства. Но, к сожалению, ни ГИБДД, ни комитет по образованию не спешат привлекать к этой работе следственные органы.
– Задача ГИБДД – выдать согласование на образовательную деятельность только тем, кто обратился к нам за разрешением для продолжения образовательной деятельности. В результате реформы закроются фирмы, занимающиеся демпингом. У них, возможно, получение водительского удостоверения стоит меньше, чем в среднем по городу, но такого уже не будет.
– Как сам процесс так называемого «перелицензирования» происходит у вас в ГИБДД? Много бюрократических барьеров?
– Никакой волокиты. У нас все отлажено. Чтобы получить «добро», директор автошколы должен к заявлению приложить программу обучения, а она, как правило, стандартна, и сведения о материально-технической базе. Затем наши сотрудники выезжают на место и проверяют сведения.
– По новому регламенту у каждой школы должна быть площадка площадью не менее 0,24 га с размещенными на ней перекрестками, железнодорожными переездами, эстакадами. По мнению экспертов, стоимость такого автодрома – около 10 – 12 миллионов рублей. Не каждой школе это по карману.
– Не обязательно строить себе автодром. У многих он есть, надо только его дополнительно оборудовать. У кого нет такой базы, достаточно тренировочную площадку арендовать у другой автошколы.
– Школ много, площадок мало, не окажутся ли они потом «резиновыми»? Договор заключат, а в действительности будут «накатывать» часы в чистом поле.
– Уверяю вас, «резиновой» площадка не будет. Все, кто заключает договор на аренду, должны предоставить в ГИБДД количество обучаемых и график практических занятий. Затем мы проводим свои расчеты по пропускной способности автодрома и только потом выдаем согласование. Если мало учеников, невыгодно иметь в собственности классы и площадку. Это дело затратное.
– Какой, на ваш взгляд, градус активности участников рынка в Петербурге и Ленобласти?
– Мы подготовились работать в цейтноте, но, к сожалению, руководители автошкол не спешат к нам за согласованием. До реформы разрешение на деятельность имели 169 областных и 76 городских школ, сейчас получила согласование лишь каждая пятая. Но цифра эта растет. В городе школы активнее, чувствуется желание пройти этот процесс быстрее. А есть организации, которые за шесть месяцев не обратились к нам за консультацией даже по телефону. Удивляюсь, как они раньше готовили водителей!
– Школ много, как сориентироваться в лавине предложений? Что посоветуете будущим автомобилистам?
– Прежде всего, посетить сайт Госавтоинспекции. Там вы найдете перечень не только тех автошкол, которые прошли согласование и получили разрешение, но и тех, кто в стадии рассмотрения и кому вообще отказано.
На сайте содержится информация о названии организации, ее регистрационных данных, фактическом адресе, официальном сайте и рабочих программах, по которым осуществляется обучение. Внесение информации в данный массив осуществляется сотрудниками региональных подразделений Госавтоинспекции в срок не позднее трех рабочих дней со дня выдачи заключения о соответствии учебно-материальной базы образовательного учреждения установленным требованиям.
– Вы верите, что реформа даст результаты и на наших дорогах станет меньше водителей, про которых говорят «ДДД»?
– Сложно ответить однозначно, ведь реформа началась в августе прошлого года, и водителей, обученных по новой программе, мало. Только через год можно изучить статистику и оценить качество обучения.