«Водитель Петербурга» подводит итоги обновления рынка автошкол. За полгода действия новых правил лицензию получили меньше половины городских автошкол. При этом стоимость обучения выросла почти в два раза. Впрочем, ни то, ни другое на спрос не повлияло. На качество обучения, как говорят, тоже. Зато появилось новое явление – теневой рынок автошкол.
Точкой отсчета мы считаем 12 августа, когда все автошколы России «обнулили» – вывели за рамки закона. Чтобы получить «права», им надо было выполнить требования новой программы обучения водителей. Система обучения вождению изменилась довольно сильно. Увеличилось количество часов на теорию и практику, появились новые предметы, такие как основа медицинских навыков оказания помощи и психология. Самым проблемным требованием оказалось наличие закрытой оборудованной площадки площадью 0,24 га для отработки навыков вождения. Все автошколы ждала пересдача «экзамена в ГИБДД» на работу по новым правилам.
«За 5 месяцев, по информации размещенной на сайте ГИБДД на 28 января 2015 года, из 11347 российских автошкол документы получила лишь 3301 автошкола – это 28% автошкол по всей России. В Москве из 350 заработали всего 80 автошкол – то есть 22%, а в Петербурге из 134 – около 30 школ – тоже лишь 22%. В Дагестане, где 3 миллиона жителей, ситуация самая сложная: переаттестацию прошла только одна автошкола, остальные, видимо, находятся в поисках асфальта и бетона, чтобы закатать площадки», – так описал «Водителю Петербурга» ситуацию с перелицензированием председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев.
Список автошкол, допущенных к работе, публикуется на сайте ГИБДД. Вечером 3 февраля в списке петербургского управления значилось 58 «законных» школ. Что же изменилось за последние месяцы?
«Формальный подход к реформам, в результате которых десятки тысяч преподавателей, мастеров вождения остались безработными, а это тысячи автошкол (если точнее – около 8 тысяч), которые не могут выполнить лицензионные требования, показывает отсутствие в государстве единой системы автообразования, отсутствие комплексного подхода к решению вопроса повышения качества автообразования. Многие граждане оказались лишены возможности получить новые знания и навыки, кто-то – новую профессию. Из-за банкротства многих автообразовательных организаций, по автошколам прокатилась волна массовых увольнений. Поэтому мы начали работать с профсоюзом такси. Устраиваем мастеров вождения на работу водителями, чтобы не допустить социальных волнений», – так оценивает нововведения все тот же Лобарев.
Еще один важный показатель – рост цен. Как рассказали «Водителю Петербурга» в Петростате, за 2014 год обучение в автошколах Петербурга подорожало на 98,8%. За два осенних месяца, октябрь и ноябрь, ценник подпрыгнул почти на 45% (в октябре на 18,5%, в ноябре – на 26%). Сейчас цифры успокоились: в январе рост составил 1,9%.
«У школ сформировалось понимание новой цены: они взяли на работу психологов, надо платить за площадки. В среднем по Петербургу цена обучения в автошколе – 35 тыс. руб. Есть «монстры», позиционирующие себя как высококлассные, которые установили цену, близкую к рентабельности, которая, как мы подсчитали, составляет 40-41 тыс. руб., – объясняет эксперт, преподаватель автошколы «Нево-класс» Дмитрий Попов. – Есть автошколы, которые предлагают учиться за 29 тыс. руб. За счет чего такая экономия? Значительная часть автошкол продолжает заниматься зарабатываем денег на коррупционной ниве. Они предъявили документы, площадку, после этого им подписали документы. И они 2,5 – 3 месяца будут учить, писать в журнале, что занимаются по 4-5 часов каждый день, а на самом деле не по 4 часа, а по 2 (слушайте посвященную этой теме программу на «Фонтанке.fm». – Прим. ред.)».
Ни увеличение цены, ни сокращение количества школ сильно не отразились на заполняемости классов, уверили «Водителя Петербурга» и в «Автошколе Вайнера», и в «Пятом колесе», и в автошколе «Лада». Учеников немного, но причиной тому и низкий сезон, и длинные, затратные в финансовом плане каникулы, считают представители этих заведений.
Есть и еще один фактор, снижающий число учеников в легальных автошколах, – наличие теневого рынка. Некоторые заведения, хотя и не имеют лицензии, но продолжают набирать учеников, учат их и ставят «в ожидание»: «документы мы получим со дня на день и тогда направим вас на шоссе Революции». А цены у них на уровне 18-20 тысяч рублей, рассказали наши собеседники. В погоне за дешевизной люди готовы идти на риск вовсе не получить права по окончании курсов.
Изменилось ли качество обучения, сказать сложно. Статистики ДТП с начинающими водителями пока нет. Эксперты же утверждают, что лучше не стало. «Все эти грандиозные мероприятия оказались мыльным пузырем. Самое главное — процесс тот же самый, те же дедушки инструкторы рассказывают те же старые истории. Продолжаем работать по басне Крылова «Квартет», – говорит Дмитрий Попов.
Необходимы новые, настоящие реформы, уверен Сергей Лобарев. «Сами программы обучения, как говорят многие эксперты, противоречат современным требованиям и здравому смыслу. Они перегружены теорией. За рубежом теории учат 20-30 часов, у нас – 190, – отмечает Лобарев. – На практику вождения в дорожных условиях отводится только 28 часов, и почти половина из них – на закрытых площадках. Получается, что мы выпускаем недостаточно безопасного водителя, не готового к прогнозированию, соблюдению дистанции, созданию безаварийного пространства вокруг автомобиля».