
Писателю Захару Прилепину в жизни удается многое. Его роман «Обитель» недавно выиграл престижную российскую премию «Большая книга». Еще лучше дела обстоят в семье: у Прилепина четверо детей и жена, которая спустя 17 лет брака по-прежнему смотрит на своего мужа влюбленными глазами. Да и сам писатель признается, что очень счастлив с супругой. В интервью «Фонтанке» он рассказал, почему женщинам лучше не мечтать о свободе.
У мужчины отобрали палку
- В своей книге «Обитель» вы описываете женскую психологию, отношения между «сильным» и «слабым» полом. Откуда у вас такое знание женщин?
– У меня есть очень простой и искренний ответ. В одном из интервью мой учитель Леонид Юзефович (автор детективных и исторических романов. – Ред.) как-то сказал: «Мужчина, который прожил с одной женой 30 лет, знает о женщинах больше, чем тот, кто прожил по году с 30 женщинами». Я часто замечал, что мужчины, которые склонны маяться с выбором подруги, вообще ничего в женщинах не понимают. Я в одном браке 17 лет, и супруга моя – совершенно неслучайный человек. Она оказала на меня огромное влияние, соразмерное, наверное, только с тем, как повлиял на меня в свое время отец.
- Но у вас в книге читается еще и искреннее восхищение, даже преклонение перед женщинами…
– Конечно, я восхищаюсь вами, удивляюсь, во многом еще не понимаю… Для меня женщина – это все-таки терра инкогнита. А я, как путешественник, увидел только малую часть этой неизведанной земли, уловил какой-то отзвук, шорох, звук.

- Существует мнение, что Россия – это страна сильных женщин. Даже в самых сложных ситуациях они умудряются работать, воспитывать детей, тащить семью и не жаловаться. А многие мужчины тем временем ноют, вечно чем-то недовольны. Вы согласны?
– Совершенно верное замечание. Подобные претензии женщин, действительно, обоснованны. Другое дело, а кто воспитывает таких мужчин? Мамы, бабушки, ведь у нас по большому счету женская страна. Сначала они стараются уберечь сына, спрятать его от любых вызовов, отчаянно опекают, а потом получают мужчину, который убегает от всех острых проблем, не может взять на себя ответственность за близких ему людей.
Есть и еще один момент. Последние 20 – 30 лет в нашей стране была такая ситуация, что мужчины должны были проявлять далеко не самые лучшие свои качества, чтобы выжить. И это многих дезориентировало. Вдобавок в последнее время исчез культ мужественности, да и вообще разрушились многие представления о том, что такое семья, какими должны быть мужья и жены. Мы все распались на атомы, у нас выбили почву из-под ног. В этой ситуации сложнее пришлось именно мужчинам, ведь они привыкли быть воинами, защитниками. А эти профессии вообще исчезли из нашего обихода, они стали восприниматься как насмешка. Многодетный отец, рабочий – это сейчас маргинал, человек, у которого в жизни вообще ничего не получилось. Вот и вышло, что как только у наших мужчин отобрали «дубинку», «палку», то они сами в себе разуверились. Женщинам чуть проще, ведь они быстрее приспосабливаются, выживают. Попала она в пещеру, в самый неприглядный угол, тут же повесила занавесочки, разожгла огонек и снова начала как-то жить.
Жизнь – это не памперс
- По данным ООН, Россия – лидер по числу разводов среди стран постсоветского пространства. Примерно каждый второй брак у нас разваливается. Как вы думаете, в чем причина? Мы разучились любить?
– В какой-то момент нам внушили, что никто никому ничего не должен. Мы все свободны, и каждому надо воспринимать себя как венец творения, вокруг которого другие люди должны водить хороводы. Я помню, как в 90-х годах девушки, затаив дыхание, слушали феминистку Марию Арбатову, которая объясняла им, что свобода – это идеальное состояние женщины. Я думаю, что статистика поломанных судеб от этого безумного утверждения колоссальна. В итоге мы получили людей, которые не готовы ничем поступаться во имя собственного комфорта и удовольствия. А ведь жизнь – это не комфорт! Это не памперс, который может защитить нас от проблем. Мы с вами живем на огромной земле, здесь холодно, сильные ветра. У нас появляются дети, которые долго растут. У нас есть тысячи обязательств перед близкими, стареющими родителями, перед родиной, перед прошлым и будущим. А тут комфорт! Это слово неприемлемо к процессу жизни. Нам внушили ложные ценности, что же удивляться, что нас всех переклинило?
Кстати, в 90-х годах ситуация была еще хуже. Тогда распадалось 8 браков из 10. Люди сошли с ума, никто не хотел ни с кем жить! Мужчины превыше всего ценили свою свободу и, простите, половые органы, женщины вечно пребывали в состоянии поиска идеального мужа, уходили от супруга, искали нового… К чему это привело? Сейчас эти разведенные люди вокруг меня пребывают в полной пустоте. Им даже эхо не отвечает. Они как растерявшиеся одинокие дети на пустыре, ходят, тыкаются во все, и никто их не зовет к себе…
Семья – не дар, а труд
- Вы в одном браке 17 лет. Посоветуйте, как сохранить любовь, уважение друг к другу, как быть вместе?
– Мне кажется, мужчина должен научиться прощать своей женщине максимально много. Чтобы это сделать, надо относиться к ней как к дочери. Ведь своей дочке вы простите все, правда? Такое поведение позволит мужчине оставаться мужчиной. А вот женщина должна вести себя противоположным образом: прощать максимально мало и тем самым постоянно держать своего супруга в тонусе. Многие дамы совершают одну ошибку: они «усыновляют» своих мужей, относятся к ним, как к детям. Это – катастрофа!
И еще – в семейной жизни должна быть очень высокая планка. Никогда не надо оскорблять партнера. Я часто слышу, как молодые люди 18 – 20 лет поливают друг друга нецензурной бранью. Как они после такого будут дальше жить? Эта латиноамериканская экспрессия ни к чему хорошему не приведет. И наконец, самое главное: надо понимать, что семья и любовь – это не дар. Это труд. Когда мы с женой только познакомились, мне тут же снесло голову. Это была совершенно безумная, сногсшибательная любовь. И я наивно предполагал, что можно будет жить в этой страсти всегда. Но оказалось, что этого недостаточно. Надо еще и постоянно трудиться. И тогда любовь никуда не исчезнет.
- У вас четверо детей. Кого вам сложнее воспитывать: мальчиков или девочек?
– На самом деле, я никого не воспитываю. Я их кормлю, наблюдаю за ними, а они наблюдают меня. Ни разу в жизни я не говорил своим детям: «Сынок, я сейчас объясню тебе, как надо жить и что следует делать». Если я начну изрекать какие-то догмы, то буду чувствовать себя по-идиотски. Я же расхохочусь в ту же секунду! Мне кажется, лучший вариант воспитания – это модель поведения отца. Поэтому я просто общаюсь со своими детьми и получаю от этого огромное удовольствие.
Екатерина Дементьева, для «Фонтанки.ру»