Образ жизни Социальные сети: публично – о личном

Социальные сети: публично – о личном

6 714
Петр Ковалев/ДП | www.fontanka.ruПетр Ковалев/ДП | www.fontanka.ru
Петр Ковалев/ДП

Нынешние взрослые – не просто родители и работники фирм, но ещё и пользователи Интернета. И стена в социальной сети подчас заменяет им маму, жилетку и средство массовой информации. Его читают и в него же пишут, много и откровенно. Почему люди выставляют на всеобщее обозрение свои переживания? Что даёт такая публичность? Где кончается норма и начинается патология?

Не британские учёные установили...

По данным ВЦИОМ, Интернетом пользуются две трети россиян, половина из них выходят в Сеть ежедневно. Приблизительно 5-10 процентов интернет-пользователей не способны контролировать своё пребывание онлайн и считаются зависимыми.

Для кого-то социальные сети – это просто способ связи, для других – почти вся жизнь. Один из шести видов интернет-зависимости, выделенный психологом Дрепа М.И., называется «пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам» и характеризуется большим объёмом переписки, постоянным участием в чатах, а также гигантским количеством «френдов» (друзей) в Сети.

Для обозначения одного из типичных явлений современности – публикации избыточного контента в социальных сетях – придумали отдельное слово oversharing (буквально – «чрезмерное разрешение доступа»).

Доктор Стэфани Тобин из Университета Квинсленда провёл серию экспериментов с участием активных интернет-пользователей. Испытуемых разделили на две группы. Первой предложили в течение двух дней публиковать в социальных сетях контент от своего имени без ограничений. Вторая же группа могла только просматривать статусы друзей, без комментариев и собственных постов. По завершении тестового периода у всех участников второй группы наблюдалось ухудшение эмоционального состояния по сравнению с теми, кто активно участвовал в «социальной жизни».

Нейрофизиологи из Гарвардского университета тоже не сидели без дела и выяснили, что когда человек активно говорит о себе, в том числе в Интернете, в его мозге активизируются центры, отвечающие за получение удовольствия от еды, секса и денег. Любопытно, что за возможность много рассказывать о себе участники исследования были готовы даже отказаться от денежного вознаграждения.

Другое исследование показало, что пользователи соцсетей, которые оставляли записи в Facebook, но не получали «лайков» и комментариев, страдали ухудшением эмоционального самочувствия и понижением самооценки. Учёные убедились, что все формы общения в Сети дают членам сообществ ощущение большей «связанности» между собой и важны для сохранения хорошего настроения.

По секрету всему свету

Согласно социологическим данным, 80% публикуемых в социальных медиа постов посвящены собственным переживаниям. Кто-то делится размышлениями на разные темы (от политики, до воспитания), иные описывают путешествия и встречи, – и те, и другие выдают хоть сколько-нибудь социально значимый контент. Но есть в соцсетях страницы, по которым можно не хуже любой гадалки описать жизненный путь и характер владельца. На «стене» отражено не только то, когда автор влюбился-женился-развёлся-поел, но и каждый всплеск его эндорфинов. Если для пубертатного периода это не страшно, то о взрослых дядях и тётях такого сказать нельзя.

Заявлять публично что-то вроде: «Ах, как же я любила, а ты «не лётчик!» – больше подобает подросткам. На страницах взрослых людей такие страдания хороши, лишь если они облечены в глубокую философскую / красивую стихотворную форму. То есть автор наделён поэтическим талантом или мудростью философа. Тогда читатели видят в строфах уже не подробности интимной жизни, а созвучие своим переживаниям. Если оные – а) красиво изложены, б) типичны, – мысли автора разлетаются по Сети перепостами. Комбинация неплохая – человек самовыразился, снял груз с души, и порция всеобщего уважения получена.

Кстати, женских откровений в Сети больше, чем мужских. Что поделать, природа.

По мнению специалистов, демонстрация подробностей личной жизни приобретает эпидемический характер. Психоаналитик Марк Сандомирский ссылается на исследования, иллюстрирующие, что «активные пользователи социальных медиа буквально впадают в детство. Мозг взрослого человека в процессе интернет-сёрфинга и виртуального сетевого общения переключается в детское состояние, и тот начинает вести себя эгоцентрично, требуя внимания, наивно выставляя на всеобщее обозрение все подряд. И так же отчаянно, как маленький ребёнок, нуждаясь в похвале, категорически не приемлет критику в свой адрес. Правда, некоторые исследователи идут дальше и в поведении интернет-пользователей видят проявления глобального тренда инфантилизации человечества».

Ярмарка тщеславия

Психологи сходятся во мнении, что любые публикации о себе есть попытка привлечь внимание. Многие посты так и вопят: «Посмотрите на меня, похвалите же!» Часто в тексте явно сквозит и самолюбование. Ещё один из мотивов – желание вызвать зависть. Фото – самые лучшие, переживания – с подтекстом «пусть он/она смотрит и локти кусает». Что ж, чужая жизнь на «стене», и правда, выглядит ярче, чем на самом деле.

Рядовое событие, опубликованное в Сети, приобретает особую значимость. А если положительной обратной связи много, нам начинает казаться, что мы знамениты, успешны, – одним словом, «звезды». Многие известные люди ведут блоги. Участвуя в комментировании их записей, люди приобщаются к жизни знаменитостей. А смотря со стороны на репортаж о своей жизни, чувствуют таковыми и себя.

Олеся, автор регулярных постов в социальной сети, среди причин, побуждающих вывешивать на «стену» душевные коллизии, называет одиночество: «Ты вполне успешен, коммуникативно благополучен. И вокруг тебя всегда есть друзья, знакомые, родственники. Но то, что ты говоришь им, – недостаточно, чтобы стало легко. Как будто что-то не договариваешь. Начинаешь и не заканчиваешь. И вот это недосказанное выкладываешь на своей «стене». Цитатой – типа красивая мысль: не я сказал, но разделяю. А иногда собственные «мысли вслух», чтобы безответственно поделиться, не отвечать на возможные вопросы (если бы лично, то они обязательно бы были). Чтобы выплеснуть то, что накопилось и, возможно, болит. Увидеть, что мысль прочитали, – по «лайкам», а значит... не совсем одинокое одиночество.

А совсем вслух не все говорится. Иногда и слов нет подходящих. Или не выходят они из комка в горле. А тут... Чья-то мысль (почти как моя) и – легче. Или не легче. Эффект присутствия. Раньше в гости друг к другу ходили. А сейчас – на страницы. Кто-то пишет совсем личное, а кто-то полунамёком – не каждый поймёт. А ещё это способ преодолеть зависимость от общественного мнения. И способ привлечь к себе внимание».

Сам себя фотограф

Ну, и отдельной песней – селфи. В тренде и сам предмет, и его обсуждение. Лично мне селфи, точнее, выкладывание оного в Сеть, представляется довольно странной формой интернет-присутствия. Одно дело – добавить хорошее фото и – да, поправить корону, собирая «лайки». Другое – «вот я красивая в туалете. Вот я в кафе завтракаю в зеркале. А здесь я похожа на куклу «Братс» (спасибо оптическому искажению на расстоянии вытянутой руки)».

В исполнении 13-летних девчонок это выглядит забавно: наблюдаешь, как они надувают губки, стараясь выглядеть взрослыми. А как быть с девушками за 30, которые не могут смириться с тем, что «я иду такая вся, в Дольче Габбана, а меня никто не видит… какая жаль!» Слава богу, победить эту чудовищную несправедливость можно (ну как оставить человечество без такой красоты!). И теперь весь мир в радиусе френд-ленты и дальше видит, что ты сегодня прекрасна (несмотря на гротескно огромный лоб и широко расставленные глаза). Но тот же мир, по-моему, только что понял и то, как сильно ты жаждешь его признания.

Доктор, что со мной?

Рассуждая о мотивах человека, публикующего каждый свой шаг в картинках, кандидат психологических наук, практикующий психолог Анна Гуревич приводит такие примеры: «Мне не хватает общения, принятия меня друзьями. И вот мой ужин, новая машина или фото на отдыхе собрали 20 «лайков». Я чувствую себя узнаваемым, принятым, я как бы пообщался с ними, меня одобрили». Человек часто не осознает эту взаимосвязь, ему просто стало вдруг лучше, спокойнее, ушла на мгновение тревога». Подобный терапевтический эффект, по словам Анны Гуревич, опасен для человека, находящегося в состоянии стресса или дисбаланса, поскольку это так просто, что затягивает и может стать зависимостью. И ещё дальше уводит от поиска реального решения проблем.

«А для кого–то это просто способ коммуникации, – продолжает психолог. – Довольно трудоёмко сделать 80 звонков коллегам или написать 80 писем с фото своего доклада на конференции. А тут – процесс занимает минуту. Коллеги и за тебя порадуются, и для себя что-то новое узнают. Возможен и такой вариант: «Мне так хочется поделиться своей радостью, но особо не с кем. С подругами\друзьями мы все больше о грустном. Выставляю фото, и за минуту рассказываю всем. И мне кажется, что все мои 200 виртуальных друзей со мной, я не одинок». Человек чувствует таким образом свою защищённость, принятие обществом. Нормально ли это? Пока да, но когда любой радостью ты начинаешь делиться только с виртуальными друзьями – нет. И уже точно не будет другого круга общения. Реальность становится все грустнее, а жизнь в сети кажется всё более полной и комфортной».

Слава блогу

11% пользователей Интернета ведут блог. Блоги чаще всего имеют определённую тематику, цель и бывают полезными. Это может быть дневник, путеводитель или литературное творчество. Согласно исследованиям, блоги регулярно читает треть активных пользователей Интернета.

Наталья Берязева (Мадам Интернет), журналист, пиарщик и психолог с тремя высшими образованиями, сегодня – блогер. Сначала с помощью блога она думала заработать денег. Не получилось, но преодолеть трудную жизненную ситуацию помогло. У Натальи 4 блога, не считая групп в соцсетях (по 5 в каждой). Такое количество она объясняет тем, что не хотелось валить в одну кучу разные темы (психологию, сказки для взрослых, дневник внучки…), потому развела по разным сайтам. Писать для Мадам Интернет – то же, что и дышать. Если нет такой возможности, она чувствует себя больной и несчастной. Наталья может сидеть за компьютером весь день, а гаджеты вообще не выпускает из рук.

Вознаграждение блогера – благодарность читателей. Кроме того, в последнее время Наталья стала зарабатывать на продаже текстов и книг. «За три года я написала 5 книг. Писать для меня счастье. Сажусь и чувствую внутреннюю радость, как будто благодать какая-то на меня сходит. Денег писанина пока даёт мало, радости – много. Я честна с читателями. Пусть их не много, но они мои единомышленники, по-настоящему моя благодарная публика. Потому у меня не бывает злых, жалящих комментариев». Наталье Берязевой уже не трудно быть публичной: «Я понимаю, что моя жизнь – это такая ерунда перед Космосом. Но, мой опыт может спасти кого-то от ошибок. Потому что я не соврала, не попыталась быть лучше, чем есть. Ради этого и стоит писать».

Засосала опасная трясина

Сами по себе регулярные публикации о своей жизни, пусть даже очень личные, пусть даже нескончаемые – это ещё полдела. Ведь дальше автор начинает мониторить реакцию сообщества. Постоянно ожидая обратной связи, пользователь становится зависимым. Он ещё более оглядывается на мнения окружающих и в «офлайне», рискуя совсем выпасть в «виртуал». Кстати, говорят, что «залипание» в социальных сетях может стать причиной до 40% разводов.

Гаджетозависимость заразна, это что-то вроде особенного штамма вируса. Одним из последствий заражения может стать тотальное одиночество в реальной жизни. Приходилось ли вам наблюдать картину, когда пара приходит в кафе, заказывает кофе и десерт и тут же погружается в гаджеты? Влюблённые скоренько «чекинятся», постят фото с капучино, а потом в ожидании реакции бродят по новостным лентам друзей, до которых в реальной жизни им нет никакого дела.

Однажды я полдня наблюдала за соседним столиком в кафе, где за это время сменилось 4 пары. И все вели себя именно так. А когда-то все началось вполне оптимистично – с самой лучшей аватарки и поста «Мы с любимым возле ёлки».

Противники «виртуального эксгибиционизма» (а таких немало) не публикуют в Сети фото и подробности биографии, не светятся в социальной сети. И тому есть несколько причин:

- они охраняют частную жизнь от посторонних;

- не хотят вызывать зависть (если все хорошо) и жалость (если сильно плохо);

- опасаются сглаза (особенно это касается детей);

- не желают оставлять личную информацию, контакты и связи, чтобы уберечься от недобросовестного использования данных и избежать лишнего внимания спецслужб.

«Шерлоку Холмсу бы доступ к такой картотеке», – подумала я, читая последний пункт. Отменила селфи в ванной. Стёрла явки и пароли. И поостереглась выкладывать подробный отчёт о встрече с любимым, памятуя, что все мы под колпаком у Мюллера.

Марина Клочкова, для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5