
В хоккейный клуб СКА перешел финский вратарь Микко Коскинен. Тренерский штаб и руководство армейцев уверено, что именно Коскинену удастся решить проблему первого номера и привести команду к заветному Кубку Гагарина. Вот только пока, как показывает история, какие бы регалии и заслуги ни были у вратаря, после перехода в СКА все они почему-то превращаются в пустой звук. И доказательств этому более чем достаточно.
Разговоры о том, что СКА нужен новый вратарь, пошли с конца октября, когда впал в немилость у тренерского штаба чешский голкипер Александр Салак. Ситуация несколько недель была никому непонятной, пока жена хоккеиста Миса не опубликовала у себя в инстаграме видеоролик, в котором она спрашивает у своего ребенка, куда петербургский клуб отправил его папу. «В мусорную корзину», – отвечал ребенок. С этого момента стало окончательно понятно, что Салака мы уже точно больше не увидим в форме петербургских армейцев.
Место основного стража ворот было доверено петербургскому воспитаннику Евгению Иванникову, вернувшемуся в межсезонье из командировки во владивостокский «Адмирал». Там 23-летний вратарь проявил себя очень хорошо, и руководство клуба с берегов Невы решило, что Иванников идеально подойдет на роль второго номера на последнем рубеже, а в случае чего сможет проявить себя и в качестве основного вратаря.
Случай представился, но впечатлить своей игрой главного тренера Вячеслава Быкова Евгений не смог. Ближе к декабрю Быков вместе со своим помощником Игорем Захаркиным уже не скрывали, что ищут нового основного вратаря.
Подходящий вариант в виде финского голкипера Микко Коскинена нашелся в «Сибири». В итоге в пятницу, 5 декабря, переход состоялся. Он же оказался в какой-то степени юбилейным — за последние пять лет Коскинен станет уже десятым вратарем, который будет защищать ворота СКА в официальных матчах. Меняются главные тренеры, тренеры вратарей, президенты клуба, но проблема остается неизменной — СКА никак не удается обзавестись по-настоящему надежным вратарем. Если вспомнить к этому избитую фразу о том, что вратарь это половины команды, ничего удивительного, что петербуржцам никак не покоряется заветная цель в виде Кубка Гагарина. И ведь не сказать, что не было достойных кандидатов, но почти каждый из них по разным причинам переставал показывать ту игру, за которую его и брали.
В 2010 году с большой помпой состоялось подписание четырехлетнего контракта с Евгением Набоковым — одним из самых надежных и талантливых российских вратарей начала XXI века. Казалось, что теперь за последний рубеж можно быть спокойным. Но как бы не так. Набоков так и не смог показать выразительной игры, и спустя всего полгода контракт с ним был расторгнут по обоюдному согласию.
Следующий сезон СКА возглавил Милош Ржига, а в рамке ворот играли почти попеременно Якуб Штепанек и Илья Ежов. Оба вратаря были хоть и не звездами, но зарекомендовали себя как достаточно надежные игроки. К тому же Ржига прививал команде оборонительный стиль игры, но даже в этих условиях армейцам не удалось подняться выше четвертьфинала.
После очередного неудачно проведенного плей-офф, Штепанек утратил доверие и в начале сезона 2012/13 на смену ему пришел Сергей Бобровский, из-за локаута в НХЛ временно перебравшийся на родину. Практически весь тот сезон Бобровский был в ударе. Когда он играл в воротах СКА, то за последний рубеж было по-настоящему спокойно. По проценту отраженных бросков и среднему количеству пропущенных шайб Сергей был одним из лучших в лиге, но вот несчастье — закончился локаут, и ему пришлось возвращаться в НХЛ. Его неплохо заменил Ежов, но команда вновь провалилась в плей-офф.
Перед началом следующего сезона, несмотря на наличие в команде добротного Ежова и целой россыпи молодых талантов вроде Дмитрия Шикина, Ивана Налимова и Евгения Иванникова, был подписан чешский голкипер Александр Салак. Видимо руководство СКА подкупил тот факт, что Салак стал лучшим в предыдущем чемпионате Швеции по коэффициенту непробиваемости. И хотя приобретение оказалось качественным, от идеала оно снова было далеко. Команда как всегда мощно провела регулярный чемпионат, а в плей-офф в очередной раз проиграла в четвертьфинале.
В межсезонье в СКА сменился главный тренер. Ежова обменяли в «Ладу», а из «Адмирала» вернули Евгения Иванникова на место второго номера. Но, как уже говорилось вначале, судьба сложилась таким образом, что молодой россиянин стал основным голкипером, правда, ненадолго. Теперь снять порчу со звания первого вратарского номера СКА попробует Микко Коскинен.
Бронзовый призер чемпионата СССР 1987 года в составе СКА Сергей Черкас, игравший как раз на позиции вратаря, считает, что решать проблему с основным голкипером армейцам было необходимо, но проблемы с приходом Коскинена никуда не исчезнут.
– Как показали последние игры, СКА было необходимо приобрести квалифицированного вратаря, – заявил в интервью корреспонденту «Фонтанки» Черкас. – Иванников играл нестабильно, его сменщик Шестеркин молод и перспективен, но пока не готов решать серьезные задачи. В связи с этим Коскинен — это неплохое решение. Посмотрим, как он вольется в СКА. В то же время нельзя сказать, что теперь все проблемы армейцев будут решены. Команде надо улучшать игру в обороне. В случаях, когда за один матч СКА пропускает пять атак «два в одного» или при игре «пять на пять» регулярно один игрок соперника остается свободным, виноват, конечно же, не голкипер.
Комментируя чехарду с вратарями в СКА, Черкас заявил, что со стороны всех тренеров, возглавлявших армейцев в последние годы, было глупо винить во всем только голкиперов.
– Самое простое оправдание, которое может придумать тренер, — вратарь не спас, – считает Сергей Черкас. – В случае с тем же Салаком спад был у всей команды. Возьмем для примера Галимова, играющего в ЦСКА. Разве можно сказать, что он сильнее Салака? Нельзя. Да во всей лиге сложно найти такого вратаря. Нельзя делать ставку только на нападение, а всю оборону перекладывать на плечи вратаря. Хорошо, сегодня Ковальчук и Панарин забивают больше, чем пропускает команда, а что будет, если завтра у них собьется прицел? А ведь такое происходит время от времени.
Из всех вратарей, игравших за последние пять лет, Черкас выделил только Штепанека, но с ним после единственной серьезной ошибки в плей-офф произошло что-то странное.
– Мне запомнился сезон, когда играл Штепанек, – заявил бывший игрок СКА.- Единственная действительно серьезная ошибка Якуба была в плей-офф в сезоне 2010/11 в последнем матче серии с «Атлантом», когда он пропустил гол при счете 2:1 в пользу СКА. Что с ним произошло потом, даже не знаю. Сейчас Штепанек играет в «Северстали» и чередует хорошие матчи с плохими.
Ближе к вечеру на сайте петербургского клуба появился комментарий вице-президента СКА Романа Ротенберга, заявившего, что подписание Коскинена стало очередным шагом на пути к выстраиванию команды, способной решать самые высокие задачи.
Вот только, сколько таких «шагов» уже было, а «высокие задачи» все никак не хотят решаться.
Все вратари, начиная с сезона 2010, сыгравшие хотя бы один матч за СКА:
Евгений Иванников
Александр Салак
Игорь Шестёркин
Дмитрий Шикин
Илья Ежов
Сергей Бобровский
Якуб Штепанек
Максим Соколов
Евгений Набоков
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»