Повышение стоимости страховки «Зеленая карта» с 1670 до 2060 рублей неприятно удивило автопутешественников. Удивление наверняка перерастет в возмущение, если автовладельцы узнают, какие агентские комиссионные на этом рынке и какая разница между сборами и выплатами у страховщиков. Тем временем на рынке уже начинают появляться альтернативные предложения.
Формально повышения цен на «Зеленые карты» не было ни разу с начала деятельности этого вида страхования. В Российском союзе автостраховщиков (РСА), который регулирует данный вид деятельности, заявили, что ежеквартально корректируется лишь рублевый эквивалент тарифов, рассчитанных изначально в евро, с учетом колебаний курса по методике, согласованной с Минфином. То есть рост курса евро на 35% с начала года отражен в новых тарифах.
«Но так ли обязательно было приводить тариф к курсу евро?» – спросил корреспондент «Водителя Петербурга» пресс-службу РСА. Ведь, по официальной статистике, за 6 месяцев 2014 года страховые собрали 1,47 миллиарда рублей, а выплатили всего лишь 173 миллиона рублей. Конечно, есть еще расходы на ведение дел, перестраховочная защита, отчисления в резервы и прочее. Но разница в 8,5 раза разве не выглядит несколько обидно для конечного потребителя?
В РСА цифры не опровергли, но заявили, что сравнение объемов собранной премии по одному незавершенному году с выплатами, произведенными в этом же году, абсолютно некорректно. В подтверждение регулятор сослался на особенности системы – убытки заявляются спустя продолжительное время после самого ДТП – не менее полугода. И привели пример – убыток в 600 тысяч евро по ДТП в Германии случился в декабре 2010 года, но был заявлен только летом 2011-го.
Впрочем, РСА не исключает пересмотр тарифов в 2016 году. Именно тогда сложится полная картина по убыточности, так как выплаты по заявлениям, связанным с гибелью людей или получением травм, происходят с еще большим опозданием.
«Статистика выплат за 6 месяцев 2014 года не отражает реальную убыточность по данному виду страхования. Более того, в ближайшие месяцы мы ожидаем резкого увеличения убыточности по «Зеленой карте» в денежном выражении из-за резкого роста евро к рублю, так как все убытки рассчитываются и выплачиваются российскими страховыми компаниями по «Зеленой карте» в валюте», – отметил директор филиала «Северо-Западная дирекция ОАО СК «Альянс» Евгений Дубенский.
Также в РСА отметили, что отечественные тарифы (с незначительными отклонениями) соответствуют тарифам иностранных страховщиков. В подтверждение своих слов регулятор приводит пример с финским ОСАГО, которое российские водители, не имеющие российской «Зеленой карты», обязаны приобрести на границе. Такой полис со сроком действия 15 дней стоит около 110 евро.
В то же время, по данным «Водителя Петербурга», на рынке города начали продаваться «Зеленые карты» от некоего литовского страховщика: полис на 15 дней обойдется всего в 16 евро, то есть в два раза дешевле российского аналога. Даже если учесть почтовые расходы, сделка кажется выгодной. По уверениям собеседника нашего издания, эти полисы по своим показателям полностью соответствуют российскому аналогу и также принимаются финской стороной. Покрытие у литовского полиса – все страны Европейского союза плюс Норвегия и Швейцария. Единственное неудобство – доставку надо ждать около недели после заказа.
Отдельно надо сказать про комиссионное вознаграждение посредникам, которое, по данным «Водителя Петербурга», доходит до 50%. Из этой суммы агент получает 35 – 40% от стоимости «Зеленой карты». Так как участникам цепочки «страховщик – посредники – агент» такая ситуация выгодна, вряд ли она прекратит существование сама собой. Известно, что комиссионные агентам по ОСАГО и каско постоянно снижаются из-за увеличения убыточности по этим видам. А вот «Зеленой карте» пока убыточность вряд ли грозит.
Обогащать посредников и страховщиков или пользоваться серыми схемами – выбор у автотуриста не из приятных. К сожалению, перспективами автовладельцев порадовать трудно. Россия не пойдет по примеру стран Европы и не станет «вшивать» «Зеленую карту» в ОСАГО, чтобы тем самым «размазать» ее стоимость среди всех страхователей. «Объединение «Зеленой карты» и российского ОСАГО не планируется, – заявили в РСА. – В том числе из-за категорического несоответствия российского и европейского ОСАГО». По данным РСА, средняя стоимость европейского полиса ОСАГО – около 800 – 1000 евро». Понятно, что за такую цену можно безнаказанно протаранить стоянку с Bentley или проехать насквозь через ювелирный магазин – страховка все покроет.
Исправить ситуацию могло бы полномасштабное внедрение электронных полисов, что практикуется, например, в страховании туристов. Вероятно, тогда бы путешественники на машинах не ломали голову, где и когда купить полис, а спокойно оформляли его через Интернет и оплачивали банковской картой. Но для такого нововведения необходимо некоторое усилие заинтересованных сторон. Его нет. Так, в РСА по поводу последней реформы ответили, что автолюбитель может купить страховку через Интернет. Но при этом он обязан показать бумажный полис европейским таможенникам.