В Петербурге, как и во всем остальном мире, в разгаре «черная пятница», она же — ночь распродаж. «Фонтанка» изучала, во что превратилась американская идея на болотистой питерской почве, и не выгоднее ли прикупить себе баррель-другой нефти, чем пытаться сэкономить на импульсивных покупках.
Термин «черная пятница» применительно к распродажам в последнюю пятницу ноября появился в 80-е годы. И появился в США, где владельцы небольших магазинов открывались раньше на 2-3 часа и выставляли часть продукции по сниженным ценам. Достаточно быстро выяснилось, что покупатели в ажиотаже сметают с полок не только распродажные товары. К началу XXI века «черные пятницы» приобрели стихийный порядок. Так, в 2008 году в Нью-Йорке в «Волмарте» покупатели затоптали менеджера. Тем не менее день больших предрождественских скидок не отменили. Эксперты видят этому две причины. Во-первых, в этот день продавцы (особенно это касается компьютерной техники и телефонов) могут сбыть устаревший товар. Во-вторых, выручка конца ноября – начала декабря выше любого другого периода на 20%.
В России централизованная «черная пятница» прошла впервые в 2013 году. Нельзя сказать, что покупатели были сильно доброжелательны в своих отзывах по ее итогам. Так, большинству не понравилось, что участники — магазины сотовой связи и бытовой техники – не сильно-то и снизили цены, или снизили, но «для первых ста покупателей». Тогда в свое оправдание участники говорили о неопытности в этом вопросе.
В этом году список участников «черной пятницы» пополнился большим количеством магазинов готового платья.
Стоит отметить, что помимо широко распространенного списка участников, есть еще и список «для своих». Так, несколько монобрендовых магазинов одежды оповестили об участии в тотальных скидках своих подписчиков в соцсетях.
Еще одна особенность проведения «черной пятницы» – большинство покупок россияне совершают в интернет-магазинах. В Европе и США для онлайн-покупок есть специальный «киберпонедельник», который проводится в начале недели после «черной пятницы». А в Петербурге «черная пятница» началась именно с интернет-магазинов – в четверг, 27 ноября, с 19 часов. Перечень интернет-магазинов, которые поспешили заявить о своем участии в «самой грандиозной распродаже года», слишком длинный, чтобы его цитировать. В нем отметились и крупные онлайн-гипермаркеты, магазины одежды, продавцы компьютерной и бытовой техники, магазины товаров для детей.
Впрочем, за многообещающими черными баннерами явные выгоды обнаружить трудно. Например, корреспондент «Фонтанки» так и не смог подыскать себе холодильник со скидкой хотя бы в 70%. Цены на бытовую технику в среднем «просели» процентов на 15. На форуме петербургских родителей Littleone в ночь на 28 ноября мамочки осаждали сайт «Детского мира», где были обещаны скидки до 90%. Но были вынуждены констатировать, что сайт сразу после вспышки ажиотажа «лег». Когда беда отступила, выяснилось, что, во-первых, переход с баннера «черной пятницы» к товарам, участвующим в распродаже, требует смекалки и везения, а во вторых, мега-скидок на вожделенные финские комбинезоны или немецкие автокресла нет, а «памперсы и детское питание» не участвуют.
По-настоящему организовать «черную пятницу» по-петербургски обещают три крупных гипермаркета: "Галерея", "МЕГА Парнас" и "МЕГА Дыбенко". Рекламные объявления сулят скидки от 30 до 90%. На забег по этажам и отделам отведено не так уж много времени: в «Галерее» с 21 часа до 2 часов ночи с пятницы на субботу, в обеих "МЕГАх" – с 23 часов до 3 часов ночи с субботы на воскресенье.
Организаторы подготовили развлекательные программы с цирком и музыкой и бонусы для самых активных шопоголиков. Так, в «Галерее» в качестве бонуса к каждой покупке от 3 тысяч рублей купон на «массаж воротниковой зоны», профессиональную укладку волос или чистку обуви. Для тех, кто не прельстится этими благами на ночь глядя, есть вариант получить в качестве бонуса бесплатное пирожное или итальянское мороженое. Ознакомившись с длинным списком марок – участниц акции, корреспондент «Фонтанки» обнаружил, что скидками в 90% и не пахнет — большинство магазинов сдержанно предлагают скидки от 15 до 30%, лишь единицы расщедрились на 20-50%. То есть эти 50% придется еще и поискать среди вешалок и полок. Та же картина в "МЕГЕ" — лишь немногие магазины шагнули за пределы 20%, самые большие скидки в 60-70% дают на бриллианты и фуфайки. Некоторые продавцы хитрят и обещают 50% – но только на следующую покупку и не деньгами, а «вернуть на подарочную карту».
Словом, у «Фонтанки» пока не возникло непреодолимого желания пожертвовать здоровым сном в ночь с пятницы на субботу ради «самой грандиозной распродажи 2014 года». Разумеется, «Фонтанка» никогда не спит, но отнюдь не ради иллюзорной экономии на импульсивных покупках. Как бы там ни обстояли дела в США, а в России и ряде дружественных ей стран «черная пятница» началась в четверг — сразу после решения ОПЕК не снижать объемы добычи нефти. Можно сказать, что стартовала рождественская распродажа этой самой нефти — по 71,4 за баррель. Если вспомнить, что в лучшие времена она стоила 115 долларов, то получается скидка почти в 40% – щедрее, чем нынче дают на платья и холодильники.
Венера Галеева,
Татьяна Востроилова,
«Фонтанка.ру»